Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Декада буддийской культуры в
Санкт-Петербурге

С 12 по 22 июня 2009г в Санкт-Петербурге впервые состоялась Декада буддийской культуры, организованная нашим Фондом, Буддийской Традиционной Сангхой России, Религиозным объединением буддистов «Дацан Гунзэчойнэй» г.Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Министерства культуры Республики Бурятия и Посольства Королевсва Таиланд в Москве.

Спонсоры мероприятий Декады:

  • ООО «Гранит» (Санкт-Петербург)
  • ЗАО «Креатор» (Санкт-Петербург)
  • ООО «Байкалфарм» (Улан-Удэ)
  • ООО «Оптика-Сэсэг» (Улан-Удэ)
  • ООО «Талер» (Улан-Удэ)

Проведение Декады было приурочено к 100-летию со дня начала строительства первого в Европе буддийского храма-Санкт-Петербургского  дацана  Гунзэчойнэй,  а также, к 155-летию со дня

рождения его основателя Хамбо ламы Агвана Доржиева (1854-1938).

Основная цель Декады — представить жителям и гостям Санкт-Петербурга такое многоплановое, сложное и яркое явление, как буддийская культура, которая в настоящее время вновь стала неотъемлемой частью жизни буддийских народов России — бурят, калмыков, тувинцев, алтайцев — и служит одним из важных критериев их этнической идентичности. Декада познакомит общественность города с духовной традицией буддизма, главными принципами которой являются сострадание и любовь ко всем живым существам, осознание взаимообусловленного существования всех вещей и гармоничное взаимодействие человека и природы. Проведение Декады позволило ознакомить жителей города с деятельностью Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» как культурно-просветительского центра. Мероприятия Декады направлены на преодоление религиозной нетерпимости и на достижение подлинного уважения ко всем конфессиям.

B программе декады было представлено:

1. В Дацане прошел торжественный молебен и освящение мозаичного изображения Белой Тары главой Буддийской Традиционной Сангхи России XXIV Пандито Хамбо Ламой Дамбой Аюшеевым (14 июня 2009 г., дацан «Гунзэчойнэй»).

Мозаичное изображение Белой Тары было изготовлено специально к Декаде буддийской культуры. Это не просто дань уважения одному из высших буддийских божеств — для буддистов образ милосердной Сагаан Дара-Эхэ (Белой Тары) глубоко символичен. 245 лет назад, в 1764 г., Екатерина II учредила пост Пандито Хамбо Ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья, и в 1766 г. бурятские ламы признали эту императрицу воплощением Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление. С тех пор российские буддисты почитают в виде Белой Тары каждого правителя России. Традиция была нарушена только во время советской власти, когда на буддистов, равно  как  и  на  служителей других  религий,  начались гонения, а

буддийские монастыри и храмы подвергались разрушению. Стоит особо отметить, что XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев неоднократно высказывал мысль, что сейчас, когда государство вновь благосклонно относится к представителям буддизма, стоит подумать о восстановлении прежних традиций.

2. Была построена мандала, посвященная Белой Таре (12–20 июня 2009 г. ламами из Иволгинского дацана из Бурятии.

Тара («Спасительница») — самый популярный женский образ в буддийском пантеоне. Существует 21 форма Тары, самые почитаемые среди которых — две мирные формы: Белая Тара и Зеленая Тара. Белая Тара восседает на лотосовом троне и держит в руке распустившийся цветок лотоса. Она имеет семь глаз (третий глаз на лбу и еще четыре — на ладонях и ступнях), которые позволяют ей видеть всех живых существ с проницательной мудростью и состраданием. Практика Белой Тары способствует продлению жизни и преодолению угрожающих жизни препятствий.

3. В РЭМе состоялась выставка Е. К. Зонхоевой «Буддийский космос (Батик с элементами буддийской традиционной танки и скульптуры из коллекции ГМИР)» (15 июня 2009 г., Государственный музей истории религии).

Творчество художницы Е. К. Зонхоевой, работающей в технике батика, основано на глубоком знании и чувствовании смысла и стилистики буддийской иконы. Используя элементы буддийской иконографии, Е. К. Зонхоева создает оригинальные творческие произведения, соответствующие современным художественным тенденциям и одновременно сохраняющие глубинную связь с традицией. Ее работы прекрасно сочетаются с буддийскими иконами и по форме, и по материалу. Они могут украсить любую выставку    традиционного   буддийского    искусства,    придав    ей

своеобразный современный колорит.

Е. К. Зонхоева — член Союза художников России, член клуба друзей Российского этнографического музея. Ее работы приобретены РЭМ и Государственным Эрмитажем, а также художественными музеями Улан-Удэ, Читы, Бишкека, Министерством культуры РФ, Союзом художников России. Произведения Е. К. Зонхоевой представлены в коллекциях членов правительства России, президента Украины, в частных собраниях России, Германии, США, Израиля, Голландии, Финляндии, Китая, Австрии, Швейцарии. Е. К. Зонхоева провела девять персональных выставок, участвовала в многочисленных выставках в России, Монголии, Индии, Японии, Франции, Киргизии.

4. Гала-концерт мастеров искусств Бурятии, Калмыкии, Тувы, Алтая и Королевства Таиланд «Сияние лотоса» (17 июня 2009 г., БКЗ «Октябрьский»).

Цветок лотоса — один из наиболее популярных символов буддизма, являющийся олицетворением чистоты, совершенства и мудрости.

Впервые на берегах Невы на главной сцене северной столицы были представлены из Бурятии, Тувы, Алтая, а также Королевства Таиланд. В одном концерте были объединены разнообразные музыкальные жанры. Горловое пение, которым так славится Тува, представила этногруппа «Аржаан» (Улан-Удэ – Кызыл). Своим неповторимым сопрано порадует народная артистка СССР Галина Шойдагбаева из Бурятии. Театр традиционного тайского танца мэрии Бангкока.

В концерте также приняли участие ансамбль бурятского танца «Ая-Ганга» (Санкт-Петербург), группа «Намгар» (Москва), этногруппа «Урагшаа» (Улан-Удэ), солистка Бурятского государственного театра песни и танца «Байкал» Бадма-Ханда Аюшеева, победитель конкурса «Народный артист» Амархуу Борхуу, мастер бурятского горлового пения Виктор Жалсанов, лауреат международного конкурса «Ялта-Москва-транзит» Сэсэг Дашанамжилова.

Ведущие программы — Александра Буратаева и Амархуу Борхуу.

5. Круглый стол «Буддизм в потоке современности» (17 июня 2009 г., Государственный музей истории религии).

Круглый стол «Буддизм в потоке современности» был посвящен обсуждению проблем функционирования институтов буддизма и буддийских гражданских организаций в глобальной полиморфной реальности третьего тысячелетия.

Буддизм, как и другие традиционные религии, выполняет гуманистическую роль консолидации общества перед новыми вызовами и угрозами современности. Какова идеологическая и социальная роль буддийской сангхи в современном мире? Могут ли ценностные установки буддизма способствовать защите основных прав человека, преодолению расовой и социальной дискриминации, решению экономических проблем и гуманизации общества?

Участники круглого стола обсудили следующие тематические направления докладов и дискуссии:

  • Буддизм перед вызовами современности.
  • Взаимодействие буддизма с иными религиями современности.
  • Буддизм как идеологический фактор общественной жизни стран Азии.
  • Проблемы возрождения буддийской традиции в России.
  • Роль изучения письменного наследия буддизма в сохранении буддийской традиции на современном этапе.
  • Основные направления буддологических исследований.
  • Буддизм и этно-национальные сообщества Санкт-Петербурге.

6. Презентация издательских проектов дацана «Гунзэчойнэй» (18 июня 2009 г., Музей-квартира П. К. Козлова).

На презентации были представлены издания:

1. Бадмаев Б. Б. Лекции по философии и практике буддизма. СПб.: «Гиперион», 2009. 224 с.
В книгу вошли избранные лекции настоятеля Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Б. Б. Бадмаева, в которых в популярной форме разъясняются основные положения буддийского Учения так, как они интерпретируются в живой традиции бурятского буддизма. Особое внимание уделяется взаимосвязи буддийской философии и практической этики.
2. Хижняк О. С. Ступа. Начало формирования буддийского культа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 274 с.
В монографии представлена история ступ — первых культовых сооружений буддизма в Индии эпохи древности и раннего средневековья, показана их роль в формировании буддизма как религии.

7. Национальный культурно-спортивный праздник «Сурхарбан» (13 июня 2009 г., ЦПКиО им. С. М. Кирова).

Сурхарбан этого года — десятый из числа организованных Санкт-Петербургским Обществом бурятской культуры «Ая-Ганга». Впервые данное мероприятие в Петербурге проводилось в 2000 году, и с тех пор оно стало традиционным праздником для представителей бурятской диаспоры в городе на Неве и их друзей. На праздник приходят семьями, активное участие принимает молодежь — студенты и аспиранты петербургских вузов, специально для проверки своей силы и ловкости приезжают гости из Москвы. В этом году праздник прошел под девизом «Сурхарбан приглашает друзей», для участия в празднике были приглашены представители различных диаспор города.

Сурхарбан — праздник красоты, молодости, музыки, гармонии и силы, праздник единения спортивного и театрализованного начал. Праздник нацелен на сохранение и развитие традиций и обычаев бурятского народа, знакомство петербуржцев с бурятской культурой, формирование здорового образа жизни у молодежи.

Гостям были предложены блюда национальной бурятской кухни.


8. Дополнительная программа

  • Фотовыставка Ирины Селивановой «Петербургская Алтаргана» и выставка работ народного художника Валерия Парпаева из Улан-Удэ в Фонде художника Михаила Шемякина).
  • Выставка «Искусство медитации и молитвы» — буддийские танка художника Николая Дудко и буддийская пластика из собрания Государственного музея истории религии (Государственный музей истории религии, с 27 мая 2009 г.).
  • Выставка «Буддизм в традиционной культуре народов России» (Российский этнографический музей, с 19 мая 2009 г.).

Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ