логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Комплексы костюма

Части мужской и женской одежды, обувь, головные уборы составляют комплексы костюма. Под комплексом, или типом костюма, имеется в виду сочетание различных его частей, более или  менее   устойчиво  бытовавших   вместе.   Одежда   бурят,   как

упоминалось, в значительной мере единообразна.

При всем единообразии одежды ряд деталей в покрое, особенностях головных уборов, обуви и украшениях выделяет одежду отдельных локальных групп бурят.

Бурятский мужской традиционный костюм

В бурятском мужском традиционном костюме выделяются два комплекса.

Первый комплекс мужской одежды

Для первого комплекса были характерны распашная рубаха морин самса, штаны с широким шагом двух типов, обувь башмаковидная с приподнятой подошвой у носка эрмэг гутал, островерхая шапка, верхняя одежда с воротником стойкой, с запахом левой полы на правую, значительное применение восточных шелковых тканей. Данный комплекс мужской одежды был широко распространен у бурят Забайкалья, но имелись некоторые различия по районам. Так, у бурят хоринских родов Агинского национального округа мужскую верхнюю одежду отличала широкая декоративная нашивка на груди (энгэр) из трех слоев со специальным названием сагаалса. Нашивка энгэр из узкой полоски ткани была характерна для бурят этого же рода, проживающих в других районах Забайкалья; закругленная у ворота нашивка энгэр с рельефной полоской хушэлтэ была свойственна одежде цонголов и сартулов. Головной убор с горизонтальной строчкой  отличал хоринца,  с  вертикальной - цонголов,  сартулов.

Навершие дэнзэ было характерно для всех бурят Забайкалья.

В одежде бурят Забайкалья использовались шелковые ткани с восточным орнаментом, тарбаганья шкура, мех степных лисиц, верблюжья шерсть и волос яка.

Второй комплекс мужской одежды

Второй комплекс мужской одежды свойственен бурятам Предбайкалья. Для него характерны глухая нательная рубаха (армахи), близкая к русской, штаны с широким шагом первого вида (yмдэн), верхняя длиннополая одежда с прямым разрезом спереди и воротником шалью. Носили ее с кушаком. Зимним головным убором служила шапка татар малгай. Позже она была заменена шапкой типа кубанки. Характерен поршневидный тип обуви, разновидность башмаковидного, основу которого составлял черок.

Своеобразие также составлял используемый материал: конский и козий волос в обуви, вязаный, а затем свалянный материал в верхней одежде (зипун). Здесь, в отличие от бурят Забайкалья, использовали преимущественно ткани русского производства.

Бурятский женский традиционный костюм

Женский костюм в большей степени, чем мужской, сохранил родоплеменные и территориально-локальные особенности, характерные для той или иной группы бурят. Традиционный нарядный костюм молодой замужней женщины делится на несколько комплексов.

Первый комплекс женской одежды

Нательная одежда состояла из распашной рубахи (мори самса) и рубахи глухого типа (самса), штанов с широким шагом двух видов. Верхняя одежда (зимняя, hамган дэгэл, летняя - тэрлиг) была распашная, с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, отрезная по талии. Лиф прямой, широкий и длинный, плотно стянут в густую сборку. Шов, соединяющий лиф и подол, оформляла рельефно сотканная цветными нитками декоративная полоска (хуняаhан). По бокам и низу подола шла отделка из шелковой ткани (хяаза, ширина 7 см) и черного бархата или плиса (ширина 5см). Составные, с буфами у основания (булуубша), рукава заканчивались обшлагами. Ворот стойка был декоративно отделан бархатом и красного цвета шелком. Короткую безрукавку - уужа надевали поверх дэгэла или тэрлига, а летом поверх платья. В степных районах бытовала еще длиннополая безрукавка (ута уужа). Головной убор (зимний - хасабшатай малгай, летний - тойробшо малгай) был островерхий с горизонтальной строчкой высокой тульи. Коронообразная даруулга с нашивками коралла дополняла головной убор. Обувь башмаковидная: буряад гутал, эрмэг гутал. Разнообразны украшения из серебра и коралла: наплечные гуу, височно-нагрудное hиихэ-хээ с массивной верхней частью, боковые бэлэ-hанжуурга, нагрудное гуу, туиба у основания кос, наспинно-накосное гэзэгэбшэ и др. Комплекс характерен для хоринских бурят Забайкалья (Хоринский, Кижингинский, Бичурский, Мухоршибирский районы Бурятии, Петровск-Забайкальский, Хилокский, Ононский районы и Агинский автономный округ Читинской области).

Второй комплекс женской одежды

Распашная и глухая рубаха, штаны второго вида (монгол yмдэн). Распашная верхняя одежда (зимняя - hамган дэгэл, летняя - тэрлиг) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части. Отрезная в талии, но не по прямой линии, а мысиком (тухэреон, табтартай). Лиф прямой, широкий, подол стянут в густую сборку (хунаяс). Грудную часть и низ подола украшала полоска ткани, а бока подола - узенькая тесьма или ткань. Шов, соединяющий лиф и подол, оформлен рельефной тканой опояской или шитьем цветными нитками (ширина 3-4 см). Рукава составные, с буфами у основания, заканчивались обшлагами. Ворот стойка. Головной убор островерхий, с вертикальной строчкой тульи (зимний - хасабч малгай, летний - шобхо малгай). Украшала головной убор татуурга с кораллами. Обувь башмаковидная: буряад гутал, эрмэг гутал. Своеобразные украшения из серебра и коралла дополняли костюм: накосники (шэбэргэл), височные боолто, туйба, височно-нагрудные сиихэ, боковые бэлэ - шэмхуур, ахалга из цветных платочков, нагрудные гуу прямоугольной формы, зуубшэ из монет на ленточке. Безрукавка короткая (уужа). Комплекс характерен для Селенгинского, Кяхтинского районов, где были расселены цонголы, частично сартулы.

Третий комплекс женской одежды

Рубаха глухого типа, штаны двух видов. Верхняя одежда с запахом левой полы на правую, отрезная в талии ( по прямой линии). Лиф, расширяющийся книзу. Подол широкий, в верхней части заложен в складки, рукава составные, сужающиеся книзу. Свободные основания рукавов заложены в складки (в прошлом стягивались в сборки). Имелись обшлага (нюдарга). Широкие декоративные нашивки из тесьмы, простеганной полоски ткани располагались на лифе выше талии, что визуально укорачивало лиф. Укороченная безрукавка, доходящая только до декоративных полосок, усиливала впечатление одежды с завышенной талией, меняла соотношение одежды. Головной убор - островерхая шапка, с вертикальной строчкой высокой тульи. Под нарядную шапку надевали даруулга, составленное из коралловых бус нашитых на узкую (3 см) полоску ткани. Часть бус отдельными снизками свисала на лоб симметрично по обе стороны от пробора. Своеобразны богато декорированные украшения кос хонгуул и боолто, височно-нагрудное hиихэ-хонхо, боковые бэлэ-hанжуурга, нагрудное гуу. Этот комплекс характерен для Джидинского, Закаменского районов, где большая часть населения относится к сартулам и другим выходцам из Монголии.

Четвертый комплекс женской одежды

Основу составляли глухая рубаха, хотя в прошлом была распространена короткая распашная одежда тэрлиг, штаны первого вида. Верхняя одежда (hамган дэгэл) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом. Эту одежду буряты называли монгольской (тэбхэр монгол энгэр). Лкф, расширяющийся книзу. Длинный подол в сборку (хуняаhа-тап). Рукава длинные, без буф у основания, с обшлагами. Ворот стойка. Декоративная отделка: хошоо - узкая разноцветная тесьма вдоль шва на талии, хубоо - полоска ткани по краю подола, энгэр - декор на грудной части из сукна, меха выдры. Длиннополая безрукавка дэглээ.  Носили  короткую  безрукавку  (сээжэбшэ).  Иногда  делали

сээжэбшэ с закругленными полами (хyмэгэр). Головные уборы: оройбшо (колпачок из камусов соболя), бортого халю малгай, тоорсог. Зимняя шапка островерхая, с наушниками (хасабшатай малгай), летняя с околышем. Уборы украшались красными кистями и навершием из серебра и коралла (залаа и дэкзэ). Обувь башмаковидная с носком с мысиком и башмаковидная с острым носком, которую здесь называли туургэ. Украшения: наспинно-накосное гэзэгэ, нагрудное украшение гохшоо, гуу-хоолобшо, боковое шэмхуур (гулза), шелковые платочки сондой. Комплекс характерен для женского костюма Тункинского и Окинского районов Забайкалья.

Пятый комплекс женской одежды

Пятый комплекс состоял из глухой рубахи, штанов первого вида. Распашная верхняя одежда с прямым лифом, подол в сборку. Рукава широкие у основания, сужающиеся книзу, с обшлагами (урий). Грудную часть одежды украшали нашивками из полос ткани, выдры (3-4 см), так же оформляли обшлага. Воротник стойка. Безрукавка была длиннополой и называлась дэгэлэй дабхаса, дэглэй, иногда она заменялась на короткую уужа, а при выполнении домашней работы - на платок. Зимняя шапка типа кубанки из выдры или соболя. Летняя нарядная бортого (тоорсог). Хори малгай (шапка хоринских бурят) - летняя с околышем и высокой тульей. Шапка даралга, или дэрэбшэ, надеваемая под нее, служила знаком замужества женщины. Обувь башмаковидная (буряад гутал) и с острым носком (луушан или хори гутал). Из украшений здесь бытовали: височно-нагрудное сэртэбшэ, туйба, нагрудное гуу, наплечное гуу, боковое хантарга-hанжуурга, ахалга, наспинно-накосное саажа трех видов. Комплекс характерен для Баргузинского района, где расселены буряты хоринских и эхиритских родов, выходцев из Предбайкалья.

Шестой комплекс женской одежды

Шестой комплекс состоял из рубахи глухого типа (армааси), штанов с широким шагом второго вида (yмдэн). Верхняя одежда зимняя и летняя (hамган дэгэл) с запахом левой полы на правую, с характерным вырезом грудной части верхней полы, но с неглубоким запахом. Лиф прямой, подол в складках. Рукава неотрезные, сужающиеся книзу, заканчивались обшлагами туруу, опущенными вниз. Концы рукавов перед обшлагами стягивались декоративными нашивками. Вырез грудной части был украшен широкой, занимавшей почти всю грудь нашивкой из пластины меха выдры (ширина 18-20 см), полосок тонкого сукна и шелка (6-7 см). Такая же декоративная нашивка проходила по низу и бокам подола. Длиннополая безрукавка дэглээ, отрезная в талии. Безрукавка по шву на талии, по краям пройм и подола украшалась нашивками полос сукна, перламутра и металлических пластин. Отдельно выделялась опояска на спине. Она имела металлические подвески и называлась оноо. Иногда использовали вышивку и аппликацию. Головной убор: бортого малгай, шаровка малгай, поршневидная обувь и башмаковидная с носком с широким мысиком. Костюм дополняли наспинно-накосные украшения уhэн саажа, тумэр саажа, hиихэ-мвер с сердцевидным узором в основе, нагрудные хоолобшо, алтан, височное hабига. Комплекс был характерен для верхоленских бурят Предбайкалья.

Седьмой комплекс женской одежды

Седьмой комплекс составлял костюм аларских бурят Предбайкалья - хонгодоров и др. Нательная одежда состояла из рубахи глухого типа (армааси), штанов первого вида (yмдэн). Верхняя одежда распашная, с характерным вырезом и неглубоким запахом (hамган дэгэл). Ворот стойка, рукава, сужающиеся книзу, с обшлагами, опущенными вниз. Подол широкий, заложен в редкие складки. Декор (выдра, сукно и шелк) расположен по конструктивным линиям. Характерна расклешенная безрукавка хупаатхи. Борта отделаны позументом или сукном черного цвета и нашивками монет, перламутра. Головной убор: бортого, зимний - татар малгай. Башмаковидная обувь, основу которой составлял черок. Украшения: нагрудные алтан, шурэ, накосные боолто, мунгэ.

Восьмой комплекс женской одежды

Глухая рубаха (армааси) и штаны первого вида. Верхняя одежда распашная с нашивками из выдры, бархата, шелка в нагрудной части и по подолу. Расклешенная безрукавка хубайси с нашивками монет (хадалга) или перламутра (эрзин). Зимние головные уборы: халю малгай, биизга малгай. Башмаковидная обувь (гутал) с носком с узким мысиком. Носок и шов, соединяющий его с голенищем, расшивались. Украшения: накосные боолто, hабига, мyнгэ, нагрудные алтан, шурэ. Комплекс распространен среди боханских, осинских бурят Предбайкалья - булагатов, ашебагатовГлухая рубаха (армааси) и штаны первого вида. Верхняя одежда распашная с нашивками из выдры,. бархата, шелка в нагрудной части и по подолу. Расклешенная безрукавка хубайси с нашивками монет (хадалга) или перламутра (эрзин). Зимние головные уборы: халю малгай, биизга малгай. Башмаковидная обувь (гутал) с носком с узким мысиком. Носок и шов, соединяющий его с голенищем, расшивались. Украшения: накосные боолто, hабига, мyнгэ, нагрудные алтан, шурэ. Комплекс распространен среди боханских, осинских бурят Предбайкалья - булагатов, ашебагатов

Мужская и женская одежда, подвергшаяся влиянию русского городского костюма

В особый комплекс можно выделить мужскую и женскую одежду, сильно подвергшуюся влиянию русского городского костюма. Женский комплекс состоял из рубахи с оборками (сарпаан) и платка в качестве головного убора. В городе традиционными становились длинные платья, шляпы, ботинки на каблуках и т. д. Это явление более всего было распространено в Предбайкалье, чем в Забайкалье. В мужской комплекс входили рубахи-косоворотки, штаны с узким шагом, из верхней одежды - пальто, шубы- “татарки”, шляпы, картузы, шапки-ушанки.

Таким образом, выявлены территориальные различия в одежде бурят Предбайкалья и Забайкалья. Некоторые черты свидетельствуют о бывших родоплеменных делениях. Однако они незначительны, особенно в мужском костюме. Тем не менее мы видели особенность, прослеженную в одежде хоринцев различных районов и в начале XX в. Также прослеживаются некоторые различия в головных уборах хоринцев, цонголов, сартулов и др. Больше материалов бывших родоплеменных отличий дает женский костюм. Наиболее они отражены в деталях покроя верхней одежды (Забайкалье), головных уборах, обуви (Предбайкалье) и украшениях.

Отличительные особенности костюма бурят Предбайкалья и Забайкалья обусловлены и этногенетическими связями различных групп. Так, буряты Предбайкалья в изучаемый период, наряду со скотоводством, вели и охотничье хозяйство, особенно в таежных районах. Поэтому здесь сохранились некоторые части одежды, которые были характерны для охотников-звероловов тайги. Обувь поршневидного типа и обувь, у “которой носки крючками”, характерные для культуры охотников-звероловов в условиях тайги, долгое время сохранялись у бурят Предбайкалья.

Исследователи истории бурят отмечают, что если формирование бурятского народа шло под сильнейшим влиянием общего экономического развития, где преобладало кочевое скотоводство, то ядро народности все же сохранило отдельные черты охотничье- звероловного уклада в быту, религии и преданиях, сближающие их с таежными охотниками: алтае-саянскими тюрками и таежными эвенками.

Данные языка (родовые имена, названия зверей и топонимика), а также совпадение сюжета мифа о налиме - отце Эхирита с эвенкийской легендой, бурятского жилища бухэга с юртами лесных звероловов говорят о сходстве, наметившемся в результате длительного совместного проживания этих народов.

Костюм бурят Предбайкалья имеет черты, сближающие его с тюркоязычными народами Алтая и монголами Западной Монголии. Есть аналогия в специфичной одежде - безрукавках замужних женщин, что отмечалось в этнографической литературе. Сходства встречаются также в верхней мужской одежде - в оформлении груди распашного халата. Мужской халат с воротником шалью бытовал у бурят, тувинцев, алтайцев и монголов.

Связи западных бурят с ойратами были более тесными - известно участие ойратов в этногенезе эхирит-булагатов. В составе бурятских групп есть родоплеменные группы: икинаты, зунгар, бухут и др., входившие в прошлом в состав ойратов. На генеалогическую связь с ойратами указывают предания о происхождении бурят. О наличии общих черт бурят и ойратов говорят и некоторые данные языка. Сходные черты культуры бурят, алтайцев и ойратов объясняются общностью исторических судеб этих народов.

Ойраты были значительно поздними монгольскими группами, которые влились в среду коренных обитателей Прибайкалья во время политических событий, происходивших в XVII в. на обширной территории Центральной Азии и Восточной Сибири. Новые внедрения из Монголии (халхи) также заметно повлияли на костюм бурят (головные уборы - обуза, тоорсог, украшения - ахалга и др.).

Своеобразия, наблюдаемые в костюме бурят Забайкалья, объясняются связью с восточномонгольскими скотоводческими кочевыми племенами. Так, хоринских бурят отличает одежда, идентичная одежде бурят баргу Восточной Монголии (горизонтальная строчка высокой тульи шапки, верхняя мужская и женская одежда, обувь и др.). Буряты хори в прошлом также были звероловами и в числе лесных племен были покорены монгольскими завоевателями в XII-XIII вв. Часть из хори-туматов ушла   далеко   на   восток  во   Внутреннюю   Монголию.   Бурятские

хоринские летописи передают старинное предание о переселении бурят хоринских родов из Восточной Монголии в Забайкалье в конце XVI-начале XVII в. и расселении их по Онону, Хилку, Уде. В костюме этой группы населения сохранились, хотя и незначительно, детали наиболее древнего костюма - поршень и поршневидная обувь (только детская), короткая охотничья куртка из ровдуги, орнамент из аппликации на унтах (орел - ехэ шубуун).

Бурятский народный костюм обнаруживает черты сходства не только с одеждой монголоязычных народов, но и тюркоязычных - народов Южной Сибири и Средней Азии.

Наблюдаемые аналогии не ограничиваются только культурно-историческими взаимовлияниями, имевшими место в прошлом и прослеживающимися с гуннских времен. Многие черты культуры, по всей видимости, относятся к генеалогической общности и восходят к культуре одних и тех же племен, сыгравших какую-то роль в формировании народностей.

Так, общность в одежде и других чертах материальной культуры якутов и бурят восходит к культуре курыкан, влившихся в состав западных бурят и якутов. У якутов шуба тангалай и шапка из волчьего меха с ушками, считавшаяся нарядной, - предметы одежды пришельцев с юга Прибайкалья. При раскопках могильников XVII в. эти вещи обнаружены в Хоринском наслеге Орджоникидзенского района Якутской АССР. Очевидно, это одежда племен бурят хори, переселившихся во времена чингисхановских войн на север - в Якутию. В составе якутского народа есть род хоролор (у бурят хори).

Заметно выделяется костюм бурят южных районов Бурятии. Здесь до XVII в. жили табангуты и монголы, а также тунгусское население. Большую прослойку составили собственно монголы, влившиеся в состав бурят в конце XVI-XVII вв. Поэтому своеобразие костюма жителей Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского районов, очевидно, сказалось под влиянием одежды представителей родов цонгол, атаган, сартул, табангут.

Хонгодоры, пришедшие из Халхи также в конце XVI-XVII вв., переселялись отдельными группами в аларские, тункинские степи. В костюме бурят Тункинского района прослеживаются черты, связывающие его с одеждой монголов Центральной Монголии и бурят Аларского района Иркутской области.

Традиционная одежда бурят Баргузинского края выделяется характерными чертами, связанными с историческими событиями и этническим составом населения. В летописях баргузинских бурят говорится, что древнейшим населением Баргузина были хорчид-монголы, или баргуты. Они принадлежали к числу монгольских племен и частично вошли в состав бурятского народа. В XVI-XVII вв. в этот край переселились эхириты из Предбайкалья (верхоленские).

С народами Средней Азии, в частности с киргизами, очевидно, связывают бурят древнетюркские племена, жившие в I тыс. н. э. на Алтае и в соседних с ним областях, а также на пространствах Центральной Азии. Известно также, что некоторые тюрко-монголоязычные племена в той или иной мере послужили этническим компонентом и для других народностей (узбеков, казахов, башкир, алтайцев и др.). Эти племена несли культуру кочевников. Многие черты сходства у этих народов носят следы влияния культур монголов ХIII-XIV вв.

Заметно выражено в одежде бурят влияние костюма эвенков, причем не только буряты заимствовали у них отдельные элементы одежды. Распашная одежда с характерным для бурят оформлением энгэр, головные уборы, обувь были распространены в костюме эвенков (конных эвенков Кыринского, Дульдуригинского районов Читинской области, Баргузинского, Курумканского районов Бурятии). Одежда бурят XIX-XX вв. обнаруживает аналогии с костюмом русского старожильческого населения Сибири. Группы так называемых карымов Тункинского, Селенгинского, Бичурского районов Бурятии обычно сочетали в своей одежде бурятские и русские элементы.

Русское городское влияние коснулось в известной степени всех бурят, но особенно сильно оно было выражено в Предбайкалье, что отразилось на одежде. Взаимоотношения бурят с русскими благотворно влияли на обе стороны: буряты многое восприняли от русских, но и русское население Сибири заимствовало у бурят некоторые типы обуви и одежды, более удобные в местных условиях.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ