логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Прическа

Прическа всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду.

Мужская прическа

Как мужчины так и мальчики носили косу. Достижение мальчиком пяти лет у бурят считалось важным моментом в его жизни и отмечалось особым обрядом - уhэнэй hара (месяц волос) и заключался в торжественной стрижке волос, после которой мальчик считался полноправным членом семьи. Причем, если мальчику, смотря по способностям, предназначено было быть «простым человеком» (хара хун»), то ему сбривали волосы, оставляя пучок волос на темени, который заплетали в косу (гэзэгэ). Волосы сбривали без остатка, если мальчик должен был стать ламой - духовным лицом.

Со  дня  проведения  обряда  yhэнэй  hара  мальчик  занимал уже

привилегированное положение в семье по сравнению с девочками.

Косу всячески украшали: приплетом, крупным кораллом, круглой пластиной или обрамляли монетами. Косу жениха к свадьбе украшали круглой пластиной, кистями на конце, коралловыми бусами. Подобную роскошь могли позволить себе только состоятельные буряты. В конце XIX-начале ХХ в. косы носили лишь немногие мужчины, распространенной становится короткая стрижка по образцу русских. Казаки-буряты, несшие пограничную службы, были обязаны сбривать волосы наголо.

Женская прическа

Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа.

В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). Из затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.

На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха.

Своеобразным отличием прически замужних женщин рода цонгол были накосники - чехлы - шэбэргэл из черного бархата с нашитыми на них кораллами, металлическими пластинами.

Женщиной, равной всем женщинам улуса, невестка может стать лишь после проведения обряда уhээ зahaxa, боолто боохо - замены девичьей прически на женскую.

В прошлом этот обряд проводился после рождения первенца, перед обрядом захоронения последа. Позже это правило уже не соблюдалось, часто две женские косы невестке заплетали уже при переодевании ее в женский наряд. Смена прически на женскую означала, что невестка отныне вошла в состав женщин-матерей. Это было переломным моментом в ее жизни, теперь она полностью принадлежала семье мужа, его роду.

Особым обрядом сопровождалось одно небольшое изменение в прическе женщины 45-50 лет, имевшей крепкую и многочисленную семью, здоровье, выше среднего достаток: волосы женщине распускали и заплетали в  три  пряди,  но  чуть  ниже  подбородка

(расстояние измерялось шириной ладони), одну из прядей обертывали вокруг и только затем плели косу далее. С тех пор женщина должна была заплетать волосы только так. Этот обряд переводил женщину в статус благополучной.

Женщины преклонного возраста сохраняли две косы, только украшения были более простые - в виде серебряной круглой пластины или коралловой бусины в металлической оправе.

С древнейших времен прическа почти всегда служила признаком принадлежности человека к определенной возрастной категории.

Способы ношения кос замужними женщинами:

- спущенными по спине. Этот способ отмечен также у всех народов Средней Азии. У бурят он мог появиться в 5-7 вв., когда они были в зависимости от тюркоязычных племен и народностей.
- спущенными по груди. Этот способ был преобладающим. Концы обычно убирали за безрукавку, а украшения оставляли поверх нее. Молодые замужние женщины, не обремененные семьей продолжали носить косы, спущенные по спине, сохраняя при этом наспинно-накосное украшение саажа, как и до замужества. Бурятки цонгольских родов носили косы в накосниках шэбэргэл из ткани с нашивками коралла. Ношение кос на груди - старинный обычай, связанный с обычаями древнемонгольских племен, у которых прическа являлась знаком этнического различия.

У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. Особенно распространены суеверия, связанные со стрижкой волос. У одних народов они вызваны боязнью нечистой силы, которые могут завладеть остриженными волосами и, оказывая на них магическое воздействие, сумеют лишить здоровья и даже жизни человека, у других считается недопустимым тревожить духа, обитающего в волосах.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ