Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Мужская одежда

Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли костюм пояс, нож, огниво и другие предметы. Различался он по сезону: зимний и летний; по назначению - производственных, будничный нарядный.

Рубаха и штаны - обязательные части мужского и женского костюма. Наиболее распространенный термин для обозначения рубахи - самса. В традиционном костюме рубаха и штаны всегда были прикрыты верхней длиннополой одеждой.

По источникам XVIII- начала XIX в. буряты рубах не носили. Рубахи появились во второй половине XIX в. Существует 2 типа рубах: Морин самса - по покрою такая же как верхний халат: распашная, с запахом левой полы на правую, воротник стойка и рукава, выкроенные из основного полотнища.

Самса - по покрою глухая, с прямым разрезом у горловины, близкая к русской. В основе ее лежит перегнутое полотнище ткани, из которого традиционно выкраивали основание рукавов. Ворот прямой и низкий, чаще вместо воротника только обшивка.

Штаны (yмдэн) В конце XIX в. буряты носили зимой штаны из овчины, в теплое время - из замши или ткани. Известны два вида бурятских штанов с широким шагом, различающихся своеобразием покроя:

Штаны с прямоугольными штанинами и цельнокроеной мотней. Для них брали овчину крупного размера и складывали по длине. Для удобства ходьбы вставляли клинья. В верхней части между штанинами вшивали мотню - овчину сложенную поперек. Мужчины носили штаны на талии на ремешке (хирмэ). Штанины заправлялись в вязаные чулки, голенища унтов подвязывали ремешками, завязочками. На шитье штанов использовали короткошерстную летнюю или осеннюю овчину нямhалхан. Этот вид штанов бытовал на территории Иркутской области. Тункинского, Баргузинского, Кижингинского районов Бурятии, Петровск-Забайкальского, Хилокского районов Читинской области.

Штаны из широкого длинного куска ткани, сложенного по длине, образующей одновременно штанину и шаг. Верхняя часть штанов состояла из вставок, к верхнему краю пришивался пояс. Штаны носили на вздержке, продетой в петельки на поясе или в загнутый верхний край. Штаны шились и из мягко выделанной овчины. Этот вид бытовал на территории Окинского, Селенгинского, Бичурского районов Бурятии, Агинского автономного округа.

Традиционная мужская одежда бурят - халат без плечевого шва - зимний дэгэл и летний на тонком подкладе тэрлиг. Название верхней зимней одежды бурят - дэгэл - имеет аналогию у эвенков. У них зимняя шуба из птичьих шкур называлась дэкэлик. Это словь объясняется как производное от дэкэли - утка. У монголов и бурят название шубы дэль, дэваль, дэгэл не объясняется.

Традиционная верхняя мужская одежда была прямоспинной, т.е. не отрезной по талии, с длинными расширяющимися книзу подолами. Мужские халаты бурят Забайкалья и Предбайкалья отличались кроем.

Одежда забайкальских бурят: для забайкальских бурят, монголов характерна распашная одежда с запахом левой полы на правую с цельнокроеными рукавами. Глубокий запах обеспечивал тепло для нагрудной части тела, что было немаловажным при длительной верховой езде. Зимнюю одежду шили из овчины, на шитье одного дэгэла использовалось 5-6 шкур. Первоначально дэгэл из дымленых овчин не украшался, по краям ворота, рукавов, подола и лифа выступал мех. Впоследствии все края стали обшивать, окантовывать плисом, бархатом или другими тканями. Иногда дэгэл покрывали тканью: для повседневной работы - хлопчатобумажной (преимущественно далембой), нарядные дэгэлы - шелком, парчой, полупарчой, чесучой, бархатом, плисом. Эти же ткани использовались при шитье нарядного летнего тэрлига.

Наиболее престижными и красивыми считались ткани, затканные золотом или серебром - китайский шелк азаа магнал - узоры, изображения драконов были выполнены из золотых и серебряных нитей - вероятно, здесь сказывалась традиционная любовь к металлу. Так как такие ткани стоили очень дорого, не все имели возможность сшить себе халат целиком из шелка магнал. Тогда использовали дорогие ткани для аппликации, отделки лифа, рукавов, безрукавок.

Мужские и женские дэгэлы имеют две полы - верхнюю (урда хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Изделия из меха шили способом хубэрдэхэ, выметывая петли через край, шов затем заделывался декоративной тесьмой.

Одежду из тканей шили способом хyшэжэ - «иглой вперед». Один кусок ткани нашивался на другой, затем кромка нижнего слоя подворачивалась и снова прошивалась.

Нитки были нескольких видов. Войлочные ковры-шэрдэг прошивали конопляной ниткой-yлтэнэг, обувь и зимние шубы шили нитками из сухожилий, которые свивали вручную; матерчатую одежду шили привозными нитками. Из шелковых ниток (hэнжэ утаhан) делали пышные кисти к головным уборам (залаа), ими окаймляли одежду. Как у мужского, так и у женского халата расположение застежки было одинаковым: у левого борта и лифа на правом плече. Воротники у забайкальских бурят, как у мужчин так и у женщин, бывают 2-х видов: стойка и отложной. На мужском халате чаще всего встречается воротник стойка, затылочная сторона ворота выше, чем передняя. По краям ворот окаймляли парчовой тесьмой (летние тэрлиги), зимние - шкурами ягнят, выдры, соболя. На вороте пришивали от одной до трех серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать (хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстегивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай. Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы. Каноническая схема надевания и застегивания - снизу вверх - начинается от обуви, затем переходит к халату, при этом пуговицы застегиваются снизу вверх, последней надевается шапка. Раздевание - процесс обратный. Правая сторона тела, одежды является сакральной; с правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит - с левой стороны. Правой рукой подается, берется все, левая рука - рука отдающая («Гарза гай hалгай гараар гарадаг»). Своеобразные правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем - правый, женщины - наоборот, сначала надевают правый рукав, затем левый. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую (считать по отношению к входу), а женщина - по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.

Мужской халат в большинстве случаев шили из тканей синего цвета, иногда цвет халата мог быть коричневым, темно-зеленым, бордовым. Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы (энгэр) - наиболее яркий элемент. В целом характер оформления энгэр мужского халата устойчив, хотя существовали и в нем элементы территориально-родовых различий. Для агинских дэгэлов был характерен широкий ступенчатый энгэр, оформленный тремя рядами последовательно расположенных полос бархата. Если общий тон халата был синим, что символизировало цвет неба, которое охраняет, покровительствует человеку, то верхняя полоса - энгэр имела зеленый цвет - цветущей земли, средняя полоса - черный бархат, «бухы юмэнэй ябаhан дэлхэйн хара хyрьhэн» - (плодородная почва, питающая все живое на земле); нижняя полоса - красная, символ огня, очищающего все скверное, грязное: «зyрхэнэй гурбан харые hyra доогуураа хойшонь хаянаб». Для мужских халатов хори-бурят энгэр оформляется из узкой полосы парчи, шелка яркого цвета, часто красного. Энгэр халатов бурят цонгольских родов шили из узких полос ткани темных цветов.

Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополнялись манжетами - туруун «копыта». Они могли быть съемными или скроенными как продолжение рукава. В холодное время их спускали, заменяя рукавицы. В теплое время они подняты и служат украшением. Лицевая часть манжет называется нюдарга - шьется из бархата, меха, парчи, тыльная часть - туруун. Манжеты у пожилых людей шире, больше по размеру, у молодых - уже и меньше.

Символика манжет - туруун («копыт»): буряты разводили пять видов скота (5 хушуу мал), скот - основное богатство как в физическом, так и в духовном плане. Поэтому оформление манжет в виде копыт означало «дух, душа, сила моего скота всегда со мной, при мне» (адуу малайгаа hyулдые бэедээ ходо абаад ябаhан удхатай).

Одежда бурят Предбайкалья - прямоспинная верхнеяя одежда с прямым вырезом впереди с прямым разрезом впереди, с расширяющимися книзу полами. Воротник длинный, шалеобразный, рукава выкраивались отдельно и пришивались к прямосрезанному стану. Конец рукавов и ворот обшивали бархатом, мехом. Этот вид края верхней одежды встречается у тувинцев, хакасов, т.е. у тюркоязычных народов.

К концу XIX в. - началу ХХ в. в качестве мужской верхней одежды появились покупные и самодельные пальто европейского покроя. Известно, что буряты Иркутской области носили прямоспинную одежду с прямым разрезом спереди и с глубоким запахом, застегивающимся на пуговицы. Ворот отложной, рукава сужаются книзу.

Поверх шубы зимой в дорогу обычно одевали одежду из шкур домашней козы, овчины - даха. Ее покрой отличался от одежды дэгэл. Даха имела прямой разрез спереди, вшивные рукава, широкий воротник, закрывающий шею и голову. Ее покрой у всех групп бурят был одинаков.

Обязательной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса - подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом задерживал холод, что было немаловажно при верховой езде.

Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязаными, ткаными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых в стороны рук, ширину - в три ширины от ногтя большого пальца до среднего пальца

К началу XIX в. такие пояса уже не делали. В конце XIX - начале XX вв. использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев в Маймачене, а с конца XIX в. такие пояса стали привозить и продавать их на ярмарках в Иркутске, Верхнеудинске и других местах русские купцы.

Самым дорогим, редким и поэтому престижным считался кушак из китайского шелка - «янжан» с радужным орнаментом. Второе место отводилось шелковому, ручной работы поясу «дурдам», затем тканому шелковому поясу - утаhан. Бедняки носили простые тканые пояса «хазаан». Носили пояса, обертывая вокруг талии спереди назад, закладывая концы с боков.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.

Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов. Жизнь детей у бурят с самого рождения была обставлена предохранительными мерами в виде магических церемоний, обрядов с целью сохранения их жизни, здоровья.

Наборные пояса носили в Иркутской области, а также баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники, зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса, замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и налучник - предмет особой гордости бурята.

У бурят, как и других монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

У кочевников бытуют пословицы: «Муушье haa, эрэ, мохоошье haa, хутага» («Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож»); «Бэhэтэй хyниие yргоод ябабалшни, тулга болохо, дараад ябабалшни, дарамта болохо» («Если будешь поднимать, поддерживать мужчину - он будет тебе опорой, если будешь его давить - станет тебе обузой»).

Немаловажную роль играл пояс в бурятских обрядах. Пояс для бурята был не только знаком его чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный обычай обмена поясами (бэhэ андалдаха) совершался как акт установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать

Раньше каждый мужчина носил свою пиалу при себе, храня ее за пазухой в особом футляре. Угощаясь в чужой юрте, он пользовался своей пиалой и своим ножом. Постоянное ношение при себе и использование в случае надобности собственной пиалы было, возможно, вызвано гигиенической предосторожностью.

Нож и огниво (хутага, хэтэ) - чаще всего они встречаются в nape - обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Первичная утилитарная функция ножа - как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами - дополнилась со временем новой функцией - декоративной: нож стал предметом украшения костюма.

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим. Бытует поверье: если кто хотел сделать плохо владельцу ножа, навести на него порчу, то его ножом резал оскверненное мясо (бузартай мяха).

Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, типа кошелька, размером 4-5х7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Об огне как символе жизни, тепла, очищения и возрождения написано в разделе «Орнаменты». Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво.

И мужчины, и женщины старшего возраста употребляли табак. Пожилые мужчины и старики курили дэнсэ тамхи (душистый табак), привозимый из Китая. Женщины пользовались нюхательным табаком, который хранили в табакерках как местного производства, так и привозных из Монголии, Китая.

Бурятские мужские трубки встречались 2-х видов - с длинным чубуком из нефрита, «пестрой» древесины, которая также доставлялась из Китая. Местные мастера-чеканщики чубук делали коротким. Головка трубки делалась маленькой, серебряной, некоторые головки закрывались серебряными полусферическими крышками. Мундштуки трубок изготовлялись из нефрита или китайского сердолика (суй мана). Для чистки отверстия головки применяли серебряный серповидный крючок (hoeo), о серебряный круглый диск (тоншуур) выколачивали пепел. Табак хранили в матерчатых кисетах, украшенных тесьмой, вышивкой. К кисету пришивали шелковую тесьму или крученый жгут, к которым прикрепляли тоншуур и hoeo.

Курительные трубки для бурят - это предмет, выполняющий не только утилитарную функцию, но и имеющий большое значение в различных ритуалах. Даже если мужчина не употреблял табак, он обязан был иметь при себе кисет с табаком и трубкой, которым мог угостить собеседника. В наши дни вместо трубки многие курят сигареты, в этом случае взаимно угощают ими друг друга.

Серебряные навершия (дэнзэ) для головных уборов встречаются у агинских, хори, селенгинских бурят. Дэнзэ имеют куполообразную форму высотой 3 - 7,5 см., диаметр основания 5-6 см. Верх дэнзэ украшался камнем, чаще всего кораллом. Поверхность навершия украшалась лотосовидными, цветочными, зооморфными узорами. В средневековье подобный атрибут костюма встречался в Китае. На головных уборах чиновников закрепляли бусины камней разных диаметров и цветов, которые зависели от ранга носителя. У бурят дэнзэ - декоративный элемент шапки.

В XX в. буряты, как забайкальские, так и предбайкальские, стали носить верхнюю одежду европейского покроя, а традиционный костюм и украшения стали носить только по особым торжествам.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ