Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Обувь

Обувь поршневидного типа

Ее основа - поршень (оолобшо, шyдэгшэ) - кусок кожи овальной формы, стянутый в носочной и пяточной части, образующий подошву и формирующий головку обуви. Голенище соединялось с поршнем через союзку или без нее. Обувь состоит из 3-х частей: голенища, носка и подошвы. Голенища нарядных гутулов шили из кожи (булгайр), тонкого сукна или далембы (буд гутал). Мысик носка, переходящего в голенище был треугольным, прямосрезанным или закругленным. По низу носка и на пяточной части пришивались кожаные союзки. Подошва унтов шилась из яловой кожи и пришивалась к кожаной союзке изнутри.

У бурят до недавнего времени существовал поршень в первичном виде: кусок кожи с прорезанными дырочками, в которые продевали ремешок или же волосяной шнур и собирали его вокруг ноги. Поршень - обувь покосная. Считалось, что лучший поршень получался из камуса рогатого скота, представляющего готовую форму обуви с головкой. Носили его волосом наружу, подстилку делали из травы и надевали на чулок из ткани - оймhон. Покрой чулка: чулок состоял из трех частей - голенища, носка и подошвы. Голенище высотой до колена делали из одного куска ткани со швом сзади, пятка была срезана, закруглена. Носок - треугольной формы с острым верхним углом, закрывающим подъем ноги; вшивался носок спереди в прорезь, сделанную в голенище. Подошва выкройная: перед ее закруглялся по форме ступни, а к пятке она сужалась и пришивалась к овально срезанному голенищу. Таким образом, пятка чулка была приподнята кверху. Чулки подвязывали под коленом с помощью завязок, пришитых к голенищу. Помимо собственно поршня с чулком у бурят существовала обувь генетически связанная с поршнем.

Вот несколько ее видов:

поршень и голенище соединены без союзок, к поршню сзади и спереди собранному в сборки пришивался чулок, образуя низкое голенище из одного куска кожи. Такую обувь (духты) носили поверх обычной в непогоду. Ее шили для зимы из меха, камусов. Прямое голенище, завязываемое на лодыжке, постепенно при ношении принимало форму ноги

поршень соединялся с прямым (коротким) голенищем через союзку. Между союзкой и поршнем вставлялась прокладка из полоски кожи, завязки пришивались на уровне лодыжек

обувь для ношения в сырую погоду - шудыршэ (букв. «росник») или нооhон годоhон (шерстяная обувь). Надпоршневую часть вязали из овечьей или козьей шерсти, ссученной с конским волосом. Союзку делали также из конского волоса. Такая обувь была крепкой и носилась долго, была обязательным видом рабочей обуви и входила в приданое невесты

олод гутаhан - обувь, состоящая из поршня, собранного спереди в сборки, образующие тупой приподнятый носок с надпоршневой частью, состоящей из голенища и носка с мысиком, сделанных из овчины мехом внутрь. Обувь сшивалась нитками из сухожилий. К пяточной и носочной частям пришивали подковки из кожи

к поршневидной относится обувь для малолетних детей из шкурок мехом внутрь. Она имела круглое выкройное дно, которое пришивалось в сборку к прямому голенищу, сшитому из одного куска (шов сзади). Завязывалась обувь под коленом

обувь поршневидного типа долгое время сохранялась в шаманском костюме XVIII в.

Обувь башмаковидного типа

Второй тип обуви - башмаковидный - был известен как эрмэг гутал. Это обувь с выкройной подошвой по форме ступни, голенищем и головкой или голенищем и носком с союзками. Материал, из которого шили голенища (толстая кожа, дымленая овчина, шкура косули), придавал ей жесткую вертикальную форму. Головка выкраивалась из 2-х половинок с шишечкой на носке, подошва из толстого стеганого войлока подшивалась снизу кожей. Обувь такого типа была характерна для бурят, монголов, тувинцев, хакасов. Монгольский вариант обуви, особенно нарядной, имел острый поднятый носок. Плотная кожа голенища предохраняла голень от стирания о ремень стремени, а толстая подошва защищала от холода железного стремени, загнутый носок был удобен при верховой езде и связан с появлением стремени.

Разновидность башмаковидной обуви - обувь с выкройной подошвой, носком с мысиком и прямым голенищем - гутал шилась из овчины, мужские - из шкуры косули (зимние). Решение мысика носка было разным- острым (треугольником), прямосрезанным или закругленным. Голенище и носок изготавливались из ткани, простеганной на вате или из сукна для теплого времени года, нарядные шили из бархата.

Другая разновидность башмаковидной обуви - бойтог. Косо срезанный носок без мысика, сделанный из другого материала - из юфти, в отличие от суконного верха, составлял ее своеобразие. Бойтог относится к одному из древних видов обуви бурят. Обувь такого же покроя, но из ткани, овчины, с кожаными союзками была широко распространена и называлась буряад гутал - бурятская обувь.

Появление обуви с острым носком, вероятно связано с обувью поршневидного типа, носок которой собирался шишечкой. Эта обувь была необходима для охотников: носок не давал лыжам соскальзывать.. Толстая подошва - характерная черта обуви, была обусловлена и связана с появлением стремени. Толстая, простеганная войлочная подошва была малоэластичной, поэтому для удобства ходьбы подошву могли делать загнутой.

Женская обувь по крою и назначению не отличалась от мужской. Она была несколько изящней, меньшей по размеру. У бурят Иркутской области носок нарядной обуви из плиса или тонкого сукна черного цвета вышивали тамбуром, гладью или крестом. Вышивкой   также покрывался    шов,    соединяющий    носок    с

голенищем. Кроме этих двух типов, шили специальную обувь для охоты. Голенища для таких унтов вязали толстыми крючками из шерсти, носок и подошва были традиционными. Также была распространена орнаментированная обувь с загнутым носком и была заимствована конными эвенками Забайкалья. Распространение этой обуви связывают с распространением ламаизма в XVII-XVIII вв. Сохранилось название обуви «лама гутал» (ламская обувь), определяющее ее как часть костюма лам.

Кроме основной обуви буряты носили ноговицы и наколенники.

Ноговицы - служили в качестве производственной части обуви, например при ловле рыбы. Их делали из камусов, снятых с ног бычка при забое на мясо. Нижний конец зашивали мешком или подшивали кусок кожи, образующий подошву. Камусы надставляли, ноговицы делали высокими, выше колен. Завязочками, прикрепленными к верхнему краю их подвязывали к поясу штанов. Внизу перевязывали у лодыжек. Ноговицы бытовали у баргузинских, кударинских и верхоленских бурят. Поверх ноговиц надевали поршни или обувь из ровдуги.

Наколенники - (yбдэгшэ) в виде куска кожи, утепленного войлоком были в употреблении у охотников за нерпой на Байкале (бурят, русских, эвенков). Они были необходимы охотникам для передвижения на коленях по льду. Наколенники из кожи входили также в состав костюма таежного охотника. В более древние времена наколенники были принадлежностью бурятского воина.

Чулки - бытовали повсеместно были обыденными у мужчин и женщин. Чулки были войлочные, сшитые из ткани и вязаные. Детские чулки были связаны из овечьей шерсти, надевались с кожаной обувью. Выкройные носок и подошва войлочных чулок вошли в обычай в конце XIX в. Чулки из войлока были известны среди тюрко-монголоязычных народов древности и как специфичные части костюма кочевников-скотоводов.

У бурят в XIX-XX вв. были повсеместно распространены вязаные на спицах или крючком из овечьей шерсти чулки разной длины. Иногда верхняя часть чулка была с рисунком. Орнамент - геометрический и представлял собой чередование полос, кубиков, столбиков, иногда узор напоминал птицу.

В конце XIX - начале XX в. буряты, монголы стали носить покупные ичиги из хрома, (мягкие выворотные сапоги из юфти), молодежь носила ботинки с каблуками, сапожки, туфли.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ