Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Mастерская костюма

В истории культуры любого народа значительное место принадлежит национальному костюму, поскольку он является своеобразной летописью исторического развития и художественного творчества народа.

Фотографии бурят в национальных костюмах представляют собой часть редкого фонда Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова. На фотографиях представлены основные этнические группы и типы в костюмах и украшениях конца ХIХ начала ХХ вв. Коллекция фотографий начала складываться с момента основания музея (1923) и пополняется по сей день.

Традиционный бурятский костюм формировался на протяжении последнего тысячелетия и к началу ХIХ в, представлял собой стилистически и функционально завершенные комплексы, состоявшие из одежды, обуви и украшений, характерных для основных родоплеменных групп — хори, эхирит, булагат, хонгодор, цонгол, сартул.

Костюм всех групп бурят относится в целом к центрально -азиатскому  типу,  но  у  восточных  и  западных  бурят  существуют

отдельные различия. Они заключаются в особенностях кроя, оформлении декора деталей головных уборов, обуви и собственно платья. Социальные и половозрастные различия также отражались в костюме и головных уборах. Различались костюмы и украшения женщин и девушек.

Для мужского костюма западных бурят характерны запах и ворот шалькой. В декоре одежды бурят Иркутской губернии широко использовалась вышивка, аппликация. В костюме восточных бурят прослеживается влияние китайского костюма.

Представленная коллекция фотографий ценное историческое свидетельство богатства народной культуры бурят, впитавшей в себя архетипы и традиции древнетюрской, средневековой монгольской, элементов тунгусо-самодийской и китайской материальной культуры.


Художественный руководитель коллектива «Ая-Ганга»:
Буянтуева Наталья Цыденовна

Буянтуева Наталья Цыденовна

- художественный руководитель фольклорного детского коллектива «Ая-Ганга», в состав которого входит и танцевальный ансамбль «Ая-Ганга».
-выпускница лицея ВАРКа (Всебурятской ассоциации развития культуры), народный мастер по пошиву национального костюма.
-Награждена Золотой медалью ВВЦ (ВДНХ) в Москве
-Дипломант VIII Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана-2008»(конкурс «Бурятский костюм. Традиции и современность»).
Диплом лауреата фестиваля этнической моды в Санкт-Петербурге. октябрь 2008г.
-1 место в номинации «Народный костюм»
-2 место в номинации «Сценический костюм»

Доска почета

Бурятская национальная одежда состоит из шапки, дэгэла (костюма) и обуви – эрмэг гутал. Шапка оканчивается кисточкой, которая символизирует лучи солнца, связанные с космосом. Голубая ткань шапки - это небо, отделка из темного меха внизу символизирует Байкал. Дэгэл – национальный костюм, расшитый золотыми узорами, состоит из самого костюма дэгэла и ожа, сшитого по очень сложной выкройке. На костюме крепятся боковые украшения, состоящие из знака сансары с чеканным изображением дракона Ло в середине, и в два или три ряда атрибуты женских украшений, имеющих специальное назначение для ухода за кожей либо за ногтями.

«В Бурятии в старину почти в каждом улусе жил мастер, будь то чеканщик или резчик по дереву. При дацанах работали талантливые иконописцы и скульпторы.

Наиболее древним приемом бурятских мастеров была насечка серебром и оловом по железу. Изделия выполнялись в технике литья, чеканки, гравировки, филиграни, золочения, зерни, инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями.

Обязательным элементом парадного украшения и мужчин, и женщин были ножи – хутага. Ножу приписывалась магическая функция оберега от всякого зла. Когда в семье рождался мальчик, у его изголовья сразу же клали нож. С ножом связывалось представление о мужском духе – хранителе рода, поэтому его очень ценили, передавали от отца к сыну. Рукоять и ножны богато украшались серебряными накладками, нередко инкрустированными каменьями. Изготовлялись ножи с накладками из тонких серебряных пластин, украшенных изображениями драконов, львов, летучих мышей, «узла счастья».

К числу старинных предметов относятся и огнива – хэтэ. Они состоят из стального бруска-кресала и небольшого кожаного футляра для хранения кремня и трута. Для огнива брали кожу темного цвета, на которой ярко выделялись серебряные накладки. Наряду с ножом и огнивом непременной деталью мужского одеяния были подвески. Все украшения богато орнаментированы понятными каждому буряту символами. Отвага, сила, удача сопутствовали владельцу этих предметов.

Веками вырабатывался порядок, по которому женщина-бурятка носила украшения, соответствующие тому или иному возрасту. Новорожденной девочке вдевались в уши коралловые серьги, которые, по поверью, служили оберегом от темных сил. Чем старше она становилась, тем больше украшений дополняло ее наряд, но после свадьбы число их шло на убыль, и к старости убор бурятки становился совсем скромным.

Интересны коралловые шапки-кокошники. Их основа вырезалась из бересты, обтягивалась бархатом или шелком, на лицевую сторону нашивались кораллы, нередко дополненные янтарем и лазуритом. Кроме того, несколько ниток кораллов свисали по окружности кокошника, а с его височных частей на плечи девушки ниспадали длинные связки коралловых нитей. Особое пристрастие бурят к дорогому камню – он поступал транзитным путем, его покупали у купцов, расплачиваясь скотом, – объясняется поверьем, что коралл приносит счастье.

Многочисленны женские накосные украшения. У бурятки на концах кос были привязаны фигурные пластины с ярко-красным кораллом в центре. Для этих целей нередко использовали русские, китайские, японские серебряные монеты, которые аккуратно вправлялись в серебряное же украшенное насечкой кольцо. Кроме того, судя по старым фотографиям и сведениям пожилых людей, девушки и молодые женщины носили на всех пальцах, кроме среднего и большого, кольца и перстни.

К распространенным видам нагрудного украшения женщин относятся амулетницы – гуу. В них хранились миниатюрные листочки с текстом буддийской молитвы, заговоры против болезней и несчастных случаев, а также изображения будд и лам. На круглых гуу узоры композиционно строятся почти по одной схеме: вписанное в круг стилизованное изображение дракона, «бесконечного узла счастья», или драгоценности – чинтамани. Квадратные гуу, как правило, в центре имеют чеканное изображение знака тибетского письма, а вокруг в ритмическом порядке располагаются восемь буддийских драгоценностей.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ