Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Женская одежда

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности, что обуславливает выделение 2-х территориальных комплексов - Забайкалья и Предбайкалья и их вариантов.

По костюму бурят Предбайкалья можно проследить территориально-родовые деления: костюм боханских, аларских, верхоленских бурят, которые относятся к булагатским, хонгодоровским и эхиритским родам. В Аларском районе женские халаты шились из узорчато-переливчатого шелка светло-сиреневой расцветки, по низу подола пришивали широкую полосу из меха выдры, вырез на груди отделывался черным плисом или бархатом, иногда собольей шкурой. Отделка халата - четырехугольная, закрывающая почти всю грудь меховая нашивка, разделенная неширокими полосами бархата.

Основным   элементом   декора   костюма   и   украшений    бурят

Иркутской области являлись круглые бляхи и монеты царского или советского времени разного достоинства. Монеты оправлялись в золото или серебро; иногда монеты перемежались с коралловыми бусами. Общее количество и стоимость тех и других определяло степень богатства и родовитости владельца костюма или украшения.

У бурят бытует пословица: «Гэргэдэй гоёнь урдаа, гэрэй гоёнь хойноо» - «красота женщины спереди, красота дома - сзади». Пословица эта появилась не случайно и связана с тем, что передняя часть женского костюма шилась из дорогих, нарядных тканей, а спина - из менее дорогостоящих. Это, скорее всего, было вызвано дефицитом дорогих тканей, т.к. все это привозилось издалека - Китая, России и соответственно стоило очень дорого. При покупке ткани точно учитывалось количество используемой ткани: лишняя ткань - лишние деньги. В дальних районах Оки, Закамны дорогостоящие ткани встречались очень редко. Там женские наряды из более простых тканей дополнялись богатыми серебряными украшениями.

Одежда девочек

До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое (арюухан) существо, каким считался мужчина, поэтому в ее костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию.

Повседневные кушаки делали из далембы, нарядные из шелка в полоску. Разнообразной была прическа, которая всегда служила признаком принадлежности человека к определенному возрастному периоду. Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась.

Одежда девичья

Одежда девушек (басаган дэгэл) в комплексе с прической и украшениями отличалась от одежды замужних женщин. Одежда девушки зависела от возраста, она менялась с переходом из одного возрастного периода в другой, с изменением общественного положения. Раньше одежда до замужества сохраняла покрой мужской одежды: туникообразная, с цельнокроеными рукавами, талия не отрезная, на грудной части верхней полы - декоративный энгэр. В последние десятилетия девичьи дэгэлы стали отрезными по талии, рукава при этом сохранили прежний покров. При шитье одежды для девушек используются те же ткани, что и в женском костюме.

При достижении зрелости в 14-15 лет меняются покрой платья и прическа. Платье шьется отрезным по линии талии, декоративная тесьма тууза закрывает линию шва вокруг талии (спереди и сзади).

В девичьем костюме отсутствует безрукавка.

В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). Из затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы - юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.

На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы - обряд назывался уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха.

Одежда замужних женщин

Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья, оставляя перед открытым, подол сзади имел разрез. Шили дэгэлэй из сукна, парчи.

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов. В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета.

Женские штаны (yмдэн) по покрою не отличались от мужских и относились к штанам с широким шагом. Женские штаны были лишь короче и доходили до колен. Их носили на бедрах на завязках. Материал для зимних штанов - овчина, летние шили из фабричных тканей, из ситца, сатина, далембы. Штаны были необходимы при езде верхом, удобны в юрте с земляным полом в условиях сурового климата.

Верхняя одежда замужних женщин - туникообразной основы с запахом левой полы на правую, отрезной по талии, с вшивными широкими у основания рукавами.

По сезону: зимняя, осенняя, летняя. Зимнюю шили из дымленых овчин (осенних или зимних). Осеннюю одежду (сээжэ дэгэл) готовили из различных тканей или бархата, чесучи, на мерлушковой подкладке с подолом на вате или на подкладке из бязи и коленкора. Летнюю одежду шили из дабы, чесучи, парчового шелка на подкладке из бязи, полотна, ситца.

По назначению: будничная, праздничная (нарядная). Будничную одежду иногда покрывали хлопчатобумажной тканью, а нарядную - тонким сукном, бархатом, шелком.

При общей основе конструкции халата в женской одежде наблюдались некоторые региональные различия. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори-бурят. Летние женские халаты чаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой. Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. Для отделки применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - тууза, которая дополняла цветовую гамму, конструктивно подчеркивала или выделяла основные детали, элементы. В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Одежда женщин пожилого возраста отличалась упрощенностью форм и украшений. Старые женщины шили будничные халаты из тканей подешевле и темных оттенков, рукава становились мене сложными. Безрукавка как дополнение костюма сохранялась.

Одежда селенгинских бурят в целом отличалась от одежды хоринских бурят. Но и среди селенгинцев наблюдались местные особенности: в форме рукава, манжеты, шапки, обуви. Энгэр селенгинcrого дэгэла закругляется у ворота. Цонголы делают рукава широкими, длинными, с широкой манжетой; джидинцы шьют рукава более узкими и короткими, с нешироким манжетами. В женском дэгэле цонголов лиф халата соединяется с подолом закругленным мысом; джидинцы делают эту линию талии на халате чуть прямее;

у хоринцев соединение лифа с подолом делается по прямой линии.

Региональные особенности отчетливо проявляются при крое и декоре рукавов. Рукава женского халата - составные, т.е. состоящие из двух или трех частей. Основание рукава или верхняя часть - узуур тохой, декор выше запястья до локтя - нарин тохой и нижняя часть - обшлага - нюдарга.

Так, рукава халатов хори-буряток у основания были широкими и собирались в пышные буфы (булуубша), которые постепенно сужались к середине предплечья, к ней пришивалась средняя часть рукава - тохоног (локоть). Заканчивался рукав широкими обшлагами - нюдарга («кулак»). При морозной погоде обшлага отворачивали вниз. Многие путешественники и исследователи при описании костюма отмечали, что буряты, монголы «ни в какие морозы рукавицы не имеют».

Рукава закаменских халатов тоже шились из трех частей. Обычно верхняя и нижняя части шились из той же ткани, что и сам халат, средняя часть - из ткани контрастного цвета. Буфы у основания были менее пышными, чем у хоринских. Соединения частей рукава отделывались полосками простроченной ткани или декоративной тесьмой. Практически каждая женщина сама изготовляла свой наряд. По аккуратности шитья можно было судить о ней как о хозяйке.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов:

короткая, до линии талии называлась «эсэгын уужа» (отцова безрукавка), потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай был не столь жестким. Короткие безрукавки большей частью носили в Забайкалье, в некоторых районах (например, в Закаменском) бытовали укороченные уужа, едва доходящие до декоративной тесьмы на линии шва талии. Шили их из ярких тканей с глубокими проймами, узенькой спинкой, прямым разрезом впереди. длинная (морин уужа) - короткая безрукавка с пришитой к ней в сборку юбкой. Юбка делалась из двух полотнищ с разрезами сзади и спереди (для удобства при верховой езде.

У аларских, унгинских, боханских буряток безрукавка называлась хубайси - цельнокроеная, расклешенная книзу, с узкой спинкой и глубокой проймой. Подол был широким, в расправленном виде являл полукруг, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки.

Безрукавки надевались поверх платьев - халдай, палаати в Предбайкалье, тэрлиг, дэгэл в Забайкалье и застегивались на одну пуговицу у ворота. Говоря о безрукавке, нужно отметить, что эта деталь костюма характерна не только для бурят - она присутствует у многих народов. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей. Лишь при создании семьи, ведущей к появлению детей, возможно исполнение данной роли.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ