логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Дацаны Бурятии

В дацане древнем меж хребтов Тибета
Монахи жили и блюли обеты,
Молились Будде дружно на заре,
И был послушник в их монастыре.
Брил голову, ходил в одной рубахе,
Заботился о старике-монахе,
Который в меру мудрости и сил
Его духовной стойкости учил:
Не лгать, не брать того, что не давали,
Не причинять вреда и смерти тварям,
Богатства не желать и не копить,
В положенное время есть и пить,
Плоть бренную держать в духовной власти –
Безделье пресекать и сладострастье,
Не посещать увеселенья мест
И полюбить на свете всех существ.
Последнее он выделял особо,
Мол, это достиженье высшей пробы,
Такое, что всем прочим не чета –
Достигнешь и откроются врата
Двенадцати небес перед тобою.
Кивал ему послушник головою,
А сам так думал: «Это ерунда!
Любить легко, вот с остальным беда!»
Но одолел за год свои желанья,
Лишь на Любовь осталось испытанье.
Спросил монах, готов ли он к нему.
«С любовью даже жабу обниму!» –
Решил послушник и ответил: «Отче!
Живых существ люблю я очень-очень,
Но как мне доказать свою Любовь?»
«О ней ты песню спой среди кустов
На берегу туманного болота», –
Велел наставник.
«Это ли забота?!
За год дела я потрудней вершил!» – 
И юноша к болоту поспешил.

Гимн сочинив дорогой честь по чести,
Расположился в веленном он месте,
Но лишь запел, явилась из грязи
Такая гадость, боже упаси! –
И ну тащить его к разверстой пасти.
Не выдержал послушник этой страсти
И бросился бежать скорее прочь.
Без памяти блуждал в горах всю ночь.
«Как спел?» – спросил наставник.
«Врать не буду!
Любить весь мир способен только Будда!»
Мораль гласит: порой, как львы с кролами,
Слова людей рознятся с их делами.
Зря не хвались – когда дойдет до дел,
Поймешь, что «можешь» не равно «хотел».
© Автор. Олеся Емельянова. 2008 г.

Дацан — буддийский монастырь - университет у российских бурят. В тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей. Архитектура бурятских дацанов трёх типов: тибетский стиль, китайский стиль и стиль в форме юрты. Здания дацанов в форме юрты более характерны для Монголии. Для украшений дацанов характерно многоцветье.

Из истории: культовые церемонии совершались первоначально в домашних кумирнях, представляющих юртообразные постройки, которые отличались от обычных юрт большими размерами, наличием шестовых наверший посередине кровли и перед входом, выделенным большим крыльцом в несколько ступеней и платформой. Увеличение числа прихожан требовало расширения культовых построек, что привело к трансформации круглого юртообразного строения в многоугольное. Для надежности перекрытия были введены внутренние дополнительные ряды колонн, что привело к изменению формы сооружения: от многоугольного к прямоугольному или квадратному. Широкие крыльца, поднятые на платформу, акцентировка объема по центру покрытия различными формами от простого шеста или сложной многопрофильной скульптурной вертикали до небольших павильонов или ярусов-этажей, также увенчанных по центру кровли и по ее углам шпилеобразными завершениями; окружающая храм балюстрада или галерея на платформе с колоннами, поддерживающими выступы крыши, — все это черты генетической связи с первоистоком сооружения — юртой. В процессе формообразования архитектуры бурятского храма естественно утверждался тип стационарного сооружения.

Помимо системы храмов, создаваемой в определенном иерархическом порядке по выполняемым им религиозным, образовательным или лечебным функциям, на территории дацана, окруженного, как правило, каменной или высокой деревянной стеной с воротами по главной планировочной оси, располагались здания балетной и музыкальной школ, типография, различного рода хозяйственные и складские постройки, многочисленные ступы, малые формы культовой архитектуры, а также жилища лам и хуваранов. В целом все это образовывало значительные по величине комплексы с ярко выраженным центром. Культовым и объемно-пространственным ориентиром системы являлся главный храм дацана — цокчин — объемная, высотная, пространственная и художественная доминанта комплекса. Выбор места для культовой юрты, а позже соборного храма, был для бурят одним из важных моментов строительства. Предпочтение отдавалось вершинам холмов или склонам гор, как правило, южным, возвышенным побережьям рек или озер. Первозданность природы, нетронутость застройкой мест имели при этом большое значение. Вокруг храма, на расстоянии не ближе слышимости человеческого голоса, располагались селения бурят, за которыми начинались пастбища.

Восприняв многое от соседних культур, буряты сумели выразить, свое мировосприятие в художественном образе храма, сохранив при этом национальное своеобразие. Архитектура дацанов, в которой нашел выражение обширный круг представлений ее создателей о мире, донесла до нас целый этап исторического развития бурят.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ