Большая картинка галереи.
 
логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Тамчинский Дацан

Расположен в 150 км от Улан-Удэ близ дороги, ведущей в Монголию. В 1741 году был официально объявлен центром буддизма в России царицей Елизаветой. Два из 17 храмов, памятники бурятской культовой архитектуры 18-19 веков, сохранились до наших дней.

В середине XVIII века в Селенгинской степи подул божественный ветер. Говорят, что на месте нынешней середины Гусиного озера буддийский священник Ахалдийн Жинбэ (Жамба Ахалдаев) в 1741 году поставил большую войлочную юрту, которая служила кумирней. Так начиналась история Тамчинского (Гусиноозерского) Дацана. Место под его строительство указал первый пандито хамбо-лама Дамба-Даржаа Заяев.

По преданиям, после установления кумирни в один прекрасный день ламы стали свидетелями настоящего чуда: вокруг колодца, находящегося возле храма Будды, вдруг выступила вода. Она расширяла свои границы. Так что Дацан пришлось дважды переносить на более возвышенные места. Со времени основания Тамчинского Дацана ему покровительствует божество огня — богиня Балдан Лхамо, основной сахюусан (хранитель) Дацана, место обитания которой — священная гора Бурин-хан. Богиня традиционно изображается едущей на муле или коне... Постепенно буддийский монастырь менял свой облик. В 1750 году здесь построили деревянный храм. Вместе с расширением Дацана росло его влияние и значимость среди буддистов, населяющих южную сторону Байкала.

1809 год — особая веха в истории Дацана. Тогда Тамчинский Дацан стал Хамбын Хуреэ, т.е. резиденцией хамбо-ламы, главы всех бурятских буддистов, и более 130 лет был центром бурятского российского буддизма и буддийской мысли.

В 1858 году началось возведение нового главного храма Цокчен (Сокшин). И в 1870 году пейзаж Тамчинской долины украсило величественное белое трехэтажное каменное здание, украшенное наверху двумя позолоченными оленями с колесом между ними. Новый Сокшин-дуган стал первым образцом нового типа храмов в бурятском культовом зодчестве.

Расцвет Тамчинского Дацана пришелся на начало XX века. В это время он превратился в большой поселок.В 1903 году здесь насчитывалось около 300 домов, 22 дугана и служило более 1000 лам.

Долгие годы Дацан был одним из центров по изучению религии, буддийской философии, а также центром книгопечатания с тибетско-монгольских ксилографов, иконописи, ремесел, литья скульптурных изображений божеств, медицины. Гордостью Дацана считалась своя живописная школа и столярная мастерская. При Дацане сущест-вовала единственная разрешенная царским правительством школа хувараков. Здесь проводились буддийские мистерические танцы «Цам».

Тамчинский Дацан дал российскому будизму девять пандито хамболам. Одним из самых известных хамбо-лам Тамчинского Дацана считался Гомбын Дампил (Дампил Гомбоев), который занимал этот высокий пост с 1878 по 1896 годы.

В истории Тамчинского Дацана как в зеркале отразилась история нашей страны, республики. В середине тридцатых годов прошлого века волна гонений нахлынула и на главный буддийский монастырь республики. Следы тех смутных лет гулаговского периода до сих пор хранят колонны и стены священного храма... Десятилетия, с подачи безбожной власти, продолжалось мрачное время в истории Дацана, когда он подвергся грандиозному разрушению и разграблению — даже несмотря на то, что в 1960 году стал памятником архитектуры федерального значения. Лишь только с начала девяностых годов прошлого века один из крупнейших Дацанов Бурятии словно обрел вторую жизнь. Степь после многолетнего молчания огласили звуки белых раковин - «дунгар» и при многочисленном скоплении верующих прошло освящение Дацана. А летом 1991 года, в год 250-летия Дацана, его посетил Далай-лама XIV Тензин Гьятцо. Снова в Тамчинской долине подул свежий божественный ветер: под покровительством богини Лхамо стала укрепляться буддийская вера. На прежнее место вернулся разобранный храм Аюша, нашелся и возвратился считавшийся безвозвратно утерянным священный оленный камень — «Алтай Сэргэ» («Золотая коновязь»), насчитывающий более чем 3300-летнюю историю. Начался новый период в истории Дацана — его возрождение и продолжение славных традиций.

Четыре года назад здесь проводился религиозно-спортивный праздник, посвященный 260-летию знаменитого Дацана. В старину подобные соревнования назывались «Дацанскими играми».


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ