логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Статьи

Конференция – путешествие

Н.Г. Краснодембская (ведущий научный сотрудник отдела Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии РАН, Санкт-Петербург, доктор исторических наук)

Много лет я занимаюсь изучением южного буддизма, в основном в его народной, обрядовой, форме. Некоторые мои книги и многие статьи посвящены мировоззрению буддистов – сингалов, основного населения Шри Ланки, а также различным иным аспектам их духовной и материальной культуры. Северный буддизм до определенной поры казался мне более далеким и менее понятным. Мое личное «сближение» с этим феноменом духовного поиска и веры началось в Калмыкии, где удалось побывать в 2000 году и участвовать в интересной буддологической конференции, проходившей в Элисте. Как этнографа меня снова прежде всего интересовали конкретные люди, их взгляды, быт, характер. И тогда я почувствовала, что, несмотря на особый колорит культуры калмыков, они и в самом деле по духу – буддисты!

Потом (в апреле 2006 года) был Непал, где так тесно переплетаются разные, но глубоко родственные религии: буддизм и индуизм. Эта поездка тоже обогатила меня уникальными наблюдениями.

Приглашение на III-ьи Доржиевские чтения, устраиваемые в Улан-Удэ, я приняла с энтузиазмом, хотя поначалу казалось, что вряд ли реально осуществима, по материальным соображениям, такая дальняя поездка. Но мой музей меня поддержал, и даже были выделены деньги на дорогу самолетом в оба конца. Я предложила для конференции два доклада: один (совместно с московским коллегой Ю.Д. Аксеновым) – о знаменитой реликвии буддистов, отпечатке Стопы Будды на Адамовой горе в Шри Ланке; другой – о буддийском культовом комплексе Сваямбхунатх в Непале, по свежим материалам, полученным во время поездки в 2006 г.

Сваямбхунатх тоже расположен на довольно высокой горе. И даже при поверхностном рассмотрении дает много примет того, что является наследником древнейшего объекта религиозного почитания (начиная с культа гор). Несмотря на преобладание на территории святыни внешней атрибутики буддийского характера, уже сам архитектурный комплекс несет черты религиозной синкретичности. Здесь возможно соседски одновременное совершение буддийских и индуистских ритуалов. Именно здесь ярко проявляется своеобразное инкорпорирование местным буддизмом образа Ганеши (начиная с названия комплекса). И, в частности, культовое почитание необычного образа – Ганеши-младенца.

Вышло так, что выступать мне (и вести заседание) пришлось уже в горной Бурятии – в национальном заповеднике Алханае, где тоже ярко проявляется сохранение культа объектов природы – гор и родников.

Да, для меня это было что-то необычное: научная конференция, совмещенная с научным путешествием (вместо заурядной культурной программы)! И то, и другое были весьма познавательны. Прекрасная, как удалось убедиться, идея, к тому же великолепно реализованная. Комплекс мероприятий, маршруты были продуманы до мелочей, и не случилось никаких заметных сбоев.

Программа конференции была разнообразной, и этнографу было чем «поживиться» почти на каждом докладе. Очень интересным и продуктивным оказался замысел соединить в числе выступавших представителей академической науки и ученого духовенства. Контакты, беседы, начинавшиеся на заседаниях, продолжались при посещении музеев, дацанов, культовых объектов. Запас новой научной информации лично для меня оказался очень весомым. Да и вообще мне полюбились Бурятия и ее люди. На мой взгляд, это сейчас один из самых мирных уголков нашей земли. Красивая природа, красивые, деятельные люди. Плодотворный культурный обмен представителей разных национальностей: это проявляется и в чертах местной материальной культуры, и в ментальности, в этикете. Бурятского языка я не знаю, но не могла не заметить общую высокую культуру русской речи: грамотность, интеллигентность, отсутствие распространенных ныне даже у образованных петербуржцев слов-паразитов, не говоря о худшем.

И уж совсем неожиданным подарком стала возможность попасть на несколько дней в Монголию за счет устроителей конференции. Были и Улан-Батор с его достопримечательностями, и даже монгольские степь и горы. Ночевка в юрте, завтрак в традиционной монгольской семье: масло, сыр, кипяченая пенка, сушеный творог из молока яков, подсоленный чай с тем же молоком. Было очень приятно видеть и узнавать то, что знал только по литературе. Но запечатлелись в памяти и новые черточки. Как типичный элемент пейзажа именно такой «комплект»: юрта, а около нее джип и спутниковая антенна – тарелка! И традиционный чай продается теперь в пакетиках, в «сушено-растворимом» виде. А из верблюжьей шерсти изготовляют современные анти-радикулитные пояса и наколенники для излечения артритов-артрозов.

Надолго запомнится общая дружелюбная атмосфера, которая сопровождала каждый наш день и в залах заседаний, и в долгом, разнообразном пути. Возможно, так случилось, что просто собрались вместе хорошие люди. Но мне кажется, имело значение и то, что собрались мы в краю, где велико влияние буддийской философии и этики, возводящих в высокую норму миролюбие, терпеливость и сдержанность.

Четвертые «Доржиевские чтения»

автор - Ирина СЕЛИВАНОВА, Санкт-Петербург

С 4 по 10 августа в Иркутской области, Забайкальском крае и Республике Бурятия работала российская научная конференция «Доржиевские чтения», посвященная буддийскому деятелю, посланцу XIII Далай-ламы в России, создателю первого в европейской части России буддийского храма-монастыря «Гунзэчойнэй» (Санкт-Петербург) Агвану Доржиеву. Тема конференции - «Буддизм и современный мир».

В конференции приняли участие буддологи, этнографы, историки, монголоведы, востоковеды и другие специалисты из восьми городов России, а также из города Щецин (Польша).

Торжественное открытие конференции состоялось в клубе поселка Хужир острова Ольхон. С приветствием к участникам конференции обратился мэр Иркутска В.И. Кондрашов. Тепло встретили участников конференции глава администрации поселка Хужир (о. Ольхон) Л. В. Хабитуев и директор краеведческого музея К.Н. Ревякина.

- Мы чтим память Агвана Доржиева, построившего на Ольхоне дацан, который просуществовал на острове до 1937 г., - начал свое приветствие глава администрации.- И хотя сегодня Ольхон традиционно является центром шаманизма, в 2005 г. на острове Огой была построена ступа просветления, к нам ежегодно направляются тысячи паломников, чтобы поклониться ей. Мы очистили место в поселке, где стоял дацан, в Улан-Удэ проводили мероприятия по сбору средств на строительства нового дацана на Ольхоне. Ольхонцы создали хорошие условия для работы конференции, в этот день прозвучало около двадцати докладов.

Организаторы конференции, имея первоначально цель исследования Агвана Доржиевского наследия, привлекли к участию к конференции ученых разных направлений: три сборника научных трудов предыдущих научных конференций включили доклады исследователей буддийской тематики, историков буддизма не только в России, но и Тибета и Монголии, а также традиций, обрядов, фольклора, литературы бурят, калмыков, тувинцев, казаков. В сфере научных интересов конференции также деятельность буддийских деятелей разных стран. Таким образом, Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» (президент академик А.О. Бороноев, вице-президент засл. деят. культуры РБ Ц. А. Самбуева), выступивший в 2004 г. инициатором конференции, и поддержанный Институтом восточных рукописей РАН, смогли объединить вокруг имени Доржиева молодых и маститых ученых из крупнейших научно-исследовательских институтов, университетов и музеев (Санкт-Петербургского, Бурятского, Калмыцкого, Читинского, Восточно-Сибирского университетов, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Института антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российского этнографического музея (РЭМ) и др.)

Организаторами 4 конференции помимо перечисленных выше стали Буддийская традиционная сангха России и Администрация Агинско-бурятского округа Забайкальского края.

Участников конференции не испугали долгие переезды на автобусе, они посетили места, связанные с жизнью и деятельностью Агвана Доржиева. После Ольхона ученые приехали в Агинск, где их торжественно встретили в администрации поселка. Со словами приветствия к гостям обратился первый зам. Администрации Агинско-бурятского округа Б.С. Дугаржапов. Агинчане с большой заинтересованностью задавали вопросы гостям.

Особый интерес вызвали выступление профессора, директора Института калмыцкой филологии государственного университета Е.Э. Хабуновой, а также молодой исследовательницы, канд. ист. наук Щецинского университета (Польша), занимающейся влиянием тибетского буддизма на современный бурятский шаманизм на примере жителей Тункинской долины (Республика Бурятия) Участников пресс-конференции интересовали, как развивается буддизм в Европе, есть ли буддисты в Польше и т.д.

Директор туристического агентства «Алханатур» Б.А. Дондоков создал хорошие условия для продолжения пленарного заседания, которое состоялось уже в национальном парке «Алханай». На конференции кроме ученых выступили участники клуба краеведов Агинска «Золотое наследство». Участники конференции смогли своими глазами увидеть перемены, которые происходят в буддийской сангхе России, посетить старые и новые буддийские монастыри, познакомиться с молодыми и умудренными ламами. Весь путь (а ученые преодолели около тысячи километров вокруг озера Байкал), участников конференции сопровождали ламы из Иволгинского, Иркутского, Агинского, Читинского дацанов. Гостей познакомили с директором Агинской буддийской академии Бабу-ламой, который выступил на конференции.

В Иркутске, где начиналась конференция, гостей приветствовал Белигто-лама, священнослужитель нового поколения: - Вот с этого мы и начнем, - увлеченно начал рассказ Белигто-лама, - обращая внимание гостей на висящий на стене макет. - Перед вами генеральный план первого на иркутской земле буддийского монастыря. В 2005 г. мы получили полтора гектара земли, и построили пока административное здание, в котором у нас маленький молельный зал. А вот здесь, -указывая на макет, - будет дуган высотой 24 метра, здесь мы уже заложили ступу, уложили бумбу, здесь будет еще один храм 24 на 26 метров. Здесь - воскресная школа, спортивный зал...

А завершилась путешествие «кочующей конференции» знакомством с Читинским дацаном. Гости увидели необыкновенно радостное и сверкающее свежей краской культовое сооружение за четыре дня до его открытия, когда завершались последние приготовления. Теперь Чита вновь обретет буддийский храм, который, несомненно, превратится в достопримечательность Читы.

- Каковы ваши впечатления от конференции, и что вы скажете о перспективах конференции? – обратилась я к председателю оргкомитета конференции И.В. Кульганек, докт. фил. наук Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург):

- Я хочу от всех участников конференции поблагодарить за теплый прием и создание условий для работы конференции, особенно отметить тепло и то участие, которое нам проявили в Агинске. В четвертых чтениях приняли участие 40 ученых из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Эллисты, Иркутска, Читы, Улан-Удэ и польского города Щецино, прозвучал 40 докладов и 20 стендовых. И мне радостно отметить, что с каждой конференцией к нам присоединяются ученые из разных городов России и других стран, возрастает авторитет конференции. А уникальной особенностью «Доржиевских чтений», на мой взгляд, является то, с 2004 г. Буддийская сангха России в лице Хамбо-ламы и его сподвижников опекает и помогает нам, ламы выступают с докладами. Мы хотим, чтобы сотрудничество, которое сложилось между учеными и буддийским духовенством, продолжалось и укреплялось и дальше.

Буддизм и современный мир

И. В. Кульганек, д. ф. н., с. н. с. отд. Центральной и Южной Азии ИВР РАН (научный руководитель конференции)
Ю. В. Болтач, к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока ИВР РАН (секретарь оргкомитета)

3–10 августа 2010 года состоялись Четвертые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир». Конференция прошла в местах, исторически связанных с именем Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева (1854–1938): о. Ольхон (Иркутская область), пгт. Агинское и национальный парк «Алханай» (Агинский Бурятский округ Забайкальского края).

Организаторами конференции выступили Буддийская традиционная Сангха России (Санкт-Петербургский дацан «Гунзэчойнэй», Иркутская община Буддийской традиционной Сангхи России, Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»), Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Институт восточных рукописей РАН и Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края.

Конференция состоялась при участии Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского государственного университета, Музея-квартиры П. К. Козлова, Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Агинского национального музея им. Г. Ц. Цыбикова.

В оргкомитет конференции вошли Бадмаев Буда Бальжиевич (Джампа Доньёд лама) — гэбшэ, настоятель Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй»; Батоев Беликто лама — глава Иркутской общины Буддийской традиционной Сангхи России; Болтач Юлия Владимировна — к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН (секретарь оргкомитета); Бороноев Асалхан Ользонович — д. и. н., проф., зав. каф. теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, президент СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (председатель оргкомитета); Дондукбаев Цырен лама — Дид Хамбо лама Забайкальского края; Калугина Галина Валерьевна — начальник отд. по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска; Кульганек Ирина Владимировна — д. ф. н., с. н. с. отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН (научный руководитель конференции); Мажиев Сокто Бальжинимаевич — заместитель председателя Правительства Забайкальского края, руководитель Администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края; Самбуева Цырендари Аюровна — вице-президент СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (заместитель председателя оргкомитета); Харькова Елена Юрьевна — к. и. н., независимый исследователь.

Помощь в проведении конференции оказали также Бабу лама (Чимитдоржиев Владимир Лхамаевич) — ректор Духовного профессионального образовательного учреждения «Агинская Буддийская академия»; Батомункин Базаржаб Цыбендоржиевич — председатель общественного клуба краеведов «Алтан жаса» («Золотая сокровищница»); Голубев Евгений Юрьевич — главный специалист отд. по связям с общественностью Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью Администрации г. Иркутска; Дамбаева Бальжит Балдандоржиевна —заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; Литвинова Капитолина Николаевна — директор Хужирского краеведческого музея им. Н. Н. Ревякина.

Стержневыми темами конференции стали проблемы, поднятые на Круглом столе, который прошел в Санкт-Петербурге в мае 2009 года в рамках Дней буддийской культуры, организованных Санкт-Петербургским благотворительным общественным фондом «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» и Религиозным объединением буддистов Дацан Гунзэчойнэй г. Санкт-Петербурга.

На конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся жизненного пути и творческой деятельности Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева, исторической судьбы буддизма в России, взаимодействия буддизма, государства и общества в современном мире, модернизации и традиционализма буддизма в условиях процесса глобализации, буддизма как важного фактора общественной жизни стран Азии, проблем возрождения буддийской традиции в России, буддийской культуры, истории, источниковедения, языкознания и искусства, научных экспедиций в буддийские регионы, полевых исследований, вопросов хранения и изучения буддийского рукописного, книжного и архивного наследия.

В Четвертых Доржиевских чтениях приняли участие ученые, религиозные деятели, представители общественных организаций, работники образования и культуры, широкие слои местной интеллигенции из Санкт-Петербурга, Москвы, Читы, Иркутска, Улан-Удэ, Элисты, Екатеринбурга, Агинского, а также Улан-Батора (Монголия), Щецина (Польша) и Варанаси (Индия).

Регистрация участников прошла в Иркутском дацане. Настоятель дацана Беликто лама познакомил участников конференции с историей строительства Иркутского дацана и рассказал о большой общественной и культурно-просветительской работе, которая ведется в дацане. В этот же день участники переехали на о. Ольхон — сердце Байкала, географический, исторический и сакральный центр озера.

Работа конференции началась на следующий день в поселке Хужир — административном центре острова Ольхон. Пленарное заседание открыла И. В. Кульганек. С приветственными словами выступили Б. Б. Бадмаев, Б. Б. Батоев, Е. Ю. Голубев, глава Хужирского Муниципального образования Л. В. Хабитуев и К. Н. Литвинова. На заседании были заслушаны доклады о социальных функциях обновленного буддизма в современной Бурятии (к. филос. н., с. н. с. отд. философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Д. Д. Амоголонова) и о документах к истории постройки буддийского храма в Санкт-Петербурге (методист научно-методического отд. Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов П. Н. Шумкова).

Дневное заседание было посвящено филологической (литературоведческой и лингвистической) проблематике. Прозвучали доклады о духовном наследии буддийской культуры в становлении бурятской литературы (д. ф. н., проф. Координационного центра развития бурятского языка и культуры Бурятского государственного университета Е. Е. Балданмаксарова), об эпитетах буддийской тематики в словаре Суматиратны (к. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН Н. С. Яхонтова), о сургале «Восемнадцать драгоценных правил» (асп. факультета религиоведения Бернского университета Н. В. Ямпольская), о буддизме в монгольских народных афоризмах (д. ф. н., с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН И. В. Кульганек), о роли и характере сновидений в буддийских жизнеописаниях (ст. преп. каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета К. В. Алексеев), о буддийских монастырях и коллекциях письменных памятников в Кобдоском и Убсунурском аймаках Монголии (к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Э. У. Омакаева), о буддийских мотивах в монгольской поэзии (д.ф.н., зав. отд. литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН Л. С. Дампилова), о Ламриме в монгольской литературной традиции (магистрант каф. монголоведения и тибетологии Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета А. А. Сизова), о намтаре Намнанэ ламы, написанном Агваном Доржиевым (к. и. н., н. с. Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг» Д. Г. Чимитдоржин) и о переведенной Г. Ц. Цыбиковым буддийской притче «Добродетельный и Порочный» (к. б. н., с. н. с. службы главного хранителя Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов П. И. Крылов).

Вечернее заседание включало в себя доклады культурологического, этнографического и искусствоведческого содержания: о традиционной культуре в современном мегаполисе как маркере этничности (преп. каф. гуманитарно-социальных дисциплин Московского экономико-финансового института М. Г. Банаева), о фольклоре и религии в современной свадебной и календарной обрядности калмыков (д. ф. н., проф., директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета Е. Э. Хабунова; к. ф. н., доц., зав. отд. языкознания Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН Э. У. Омакаева), о дарах Далай-ламы к 300-летию дома Романовых (зав. отд. спец. хранения Российского этнографического музея Е. И. Нератова), о проблемах искусствоведческого анализа объектов современного буддийского искусства (к. иск., зам. дек. факультета искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького В. В. Деменова), о буддийских

культовых предметах в монгольских коллекциях МАЭ (ст. хран. фонда Зарубежной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Д. В. Иванов), об индийском буддизме в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (д. и. н., в. н. с. отд. этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН М. Ф. Альбедиль), о сотериологической функции сакральных практик чань/дзэн на примере сакральной живописи (асп. каф. философии, асс. каф. культурологии и дизайна Уральского государственного технического университета Н. А. Субангулова) и об озере Байкал в открытках начала XX в. из личного архива (уч. секр. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН Т. Ю. Евдокимова).

Первый день заседаний завершился культурной программой. После осмотра Хужирского краеведческого музея им. Н. Н. Ревякина некоторые участники конференции отправились на экскурсию к недавно возведенной ступе Просветления на о. Огой, а некоторые посетили концерт традиционной бурятской музыки.

Второй день был целиком посвящен осмотру достопримечательностей о. Ольхон. Участники конференции побывали в древнем бурятском святилище на мысе Бурхан, а также совершили поездку на северную оконечность Ольхона — мыс Хобой.

Следующим местом заседаний был поселок Агинское Забайкальского края. Участники конференции посетили Агинскую Буддийскую академию, ректор которой Бабу лама рассказал об учебном плане академии и жизни студентов, а также о научной деятельности сотрудников и о новых публикациях. С особым интересом участники конференции осмотрели классы и лаборатории, в том числе лабораторию по приготовлению традиционных лекарств.

В актовом зале Детской школы искусств им. К. И. Базарсадаева прошла встреча участников конференции с представителями местной интеллигенции. Встреча началась с приветственного слова представителя администрации округа Б. С. Дугаржапова, после которого выступили ректор Агинской Буддийской академии Бабу лама, научный руководитель конференции с. н. с. сектора Центральной Азии отд. Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН И. В. Кульганек, адъюнкт каф. этнологии и культурной антропологии Щецинского университета В. А. Беляева и директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета Е. Э. Хабунова. За выступлениями участников конференции последовала оживленная дискуссия, в которой приняли активное участие представители общественности поселка Агинское.

Перед отъездом на Алханай администрация поселка Агинское организовала официальный прием для участников конференции. Перед собравшимися выступили музыканты и певцы, исполнившие традиционные бурятские мелодии и песни.

Конференция была продолжена на следующий день на Алханае. Гора Алханай, ныне имеющая статус национального парка, представляет собой уникальный природно-культовый комплекс, в который входят десятки святынь буддизма.

Этот день работы был наиболее насыщенным и содержательным. Помимо заявленных в программе участников на заседаниях присутствовали ламы из Агинского и Иволгинского дацанов и местные краеведы. Учитывая многочисленность желающих выступить, организаторам пришлось скорректировать ход проведения конференции. Большой интерес участников вызвали доклады о сравнительном анализе методологии традиционной тибето-бурятской медицины и современной европейской медицинской науки (ректор Агинской Буддийской академии Бабу лама), о роли буддийских монахов в глобализирующемся обществе (проф., руководитель Департамента классических санскритско-тибетских переводов Центрального университета тибетологии Лобсан-Норбу Шастри), о религиозно-культурной идентичности буддистов Бурятии (к. соц. н., доц. каф. культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета Н. Ц. Хантургаева), об особенностях рецепции буддийских идей в российской культуре конца XIX–нач. XX вв. (к. филос. н., доц., проф. каф. социальной антропологии, философии и религиоведения Читинского государственного университета Т. В. Бернюкевич), о влиянии тибетского буддизма на современный бурятский шаманизм (к. и. н., адъюнкт каф. этнологии и культурной антропологии Щецинского университета В. А. Беляева), о двух документах о путешествии в Тибет I Пандито Хамбо ламы Д.-Д. Заяева, хранящихся в Архиве востоковедов ИВР РАН (к. и. н., н. с. отд. Дальнего Востока Института восточных рукописей РАН Ю. В. Болтач), об участии забайкальских казаков в центральноазиатских экспедициях XIX–нач. XX вв. (к. и. н., доц. каф. всеобщей истории Бурятского государственного университета О. Н. Полянская), о прошлом и настоящем иркутских дацанов (ст. преп. каф. дизайна факультета изобразительного искусства Иркутского государственного технического университета Е. В. Асалханова), о Хамбо-ламе Агване Доржиеве и его сподвижниках из Аги (к. г. н., ст. преп. Агинской Буддийской академии Ш.-Н. С. Дашидондоков), о религиозных терминах в бурятских летописных текстах (к. ф. н., доц., с. н. с. отд. языкознания Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Л. Б. Бадмаева), а также об особенностях национально-культурного движения в Санкт-Петербурге на примере деятельности СПб БОФ «Общество бурятской культуры Ая-Ганга» (член СПб союза журналистов И. Н. Селиванова).

Затем было предоставлено слово членам агинского общественного клуба краеведов «Алтан жаса», первым из которых выступил председатель клуба Б. Ц. Батомункин, сделавший доклады о символике агинских бурят и о возрождении уникальной агинской породы лошадей. Б. Ж. Бальжинимаев рассказал о начальном этапе истории хори-тумат, У. Ц. Оротова — об изготовлении бурятской юрты, а Д. Ш. Эрдынеев — о XIX Пандито Хамбо ламе Жамбал Доржо Гомбоеве.

Оживленное обсуждение вызвали выступления представителей Агинского национального музея им. Г.Ц. Цыбикова: зам. дир. по административной части Г. Ц. Баирова «О современном состоянии буддизма в Агинском национальном округе» и зам. дир. по научно-просветительской работе Б. Б. Жамсаранова «Инвестиции в духовность».

В оргкомитет конференции было передано несколько обращений: «Обращение представителей собрания Агинского Бурятского округа к органам государственной власти Забайкальского края, органам местного самоуправления, общественным организациям, руководителям организаций и учреждений о бережном отношении к природе Алханая» и «Обращение инициативной группы “Намнанай” к жителям Забайкалья, собранию представителей Агинского Бурятского округа, руководству Забайкальского края о поддержке в создании Совета и Фонда по сохранению святыни Алханая».

При подведении итогов конференции было принято решение опубликовать данные обращения бурятской интеллигенции в сборнике материалов конференции наряду с выступлениями членов общественного клуба краеведов «Алтан жаса» пос. Агинское Забайкальского края.

На следующий день участники конференции предприняли восхождение на гору Алханай, а на обратном пути посетили готовившийся к торжественному открытию Читинский дацан «Дамба Брайбунлинг», где были приняты настоятелем Баир ламой (Б. Б. Цымпиловым).

Официальное завершение конференции состоялось в Улан-Удэ, после чего некоторые участники продолжили путь в Монголию, где их ждали встречи с коллегами, работа в библиотеках, архивах и поездки по стране.

Четвертые Доржиевские чтения «Буддизм и современный мир» имели не только чисто научное значение, но и большой общественный резонанс. С каждым разом расширяется тематика конференции, возрастает количество ее участников, в число которых добавляются представители новых научных центров страны и зарубежья. Это говорит о неослабевающем интересе к личности видного бурятского буддиста и общественного деятеля Агвана Лобсана Доржиева, о важности для нашей страны тематики, связанной с буддизмом, об активной гражданской позиции представителей бурятского народа и главное — о высоком профессиональном уровне отечественных ученых, исследующих религию, философию, историю, литературу и искусство традиционных буддийских регионов России и мира.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ