логотип улан-уде
логотип Аяганги
заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка заставка

Легенды Байкала

Легенды говорят, что Байкал – это озеро, большинство называют его морем. Есть легенды, объясняющие название «Байкал». Буряты называют его «Байгал». По преданию кабанских бурят, земля содрогнулась, образовалась трещина и в ней запылал огонь, сжигающий все вокруг. Тогда люди стали просить бурханов остановить бедствие, но небо не вняло их мольбам. Тогда они стали просить «Бай, гал!» («Огонь, остановись!»). Огонь, услышав эти слова, стал затихать. На месте где он пылал образовался большой провал, который наполнился водой. С тех пор этот водоем стали называть Байгал.

Байгал-Далай (Байкал-море) в преданиях может быть добрым, щедрым, а так же злым, жестоким, безжалостно губящим людей. По рассказам кабанских бурят в море живет хозяйка Байкала Ехэ Тоодэй. У нее 226 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья приносят матери дары-добычу, а дочь пускает все по ветру. Хозяйка Байкала – могущественная мать богиня, любящая почтительное отношение к себе.

Божества воды Ухан-хат, которые спустились с небес со стороны заходящего солнца и поселились в самых глубоких частях вод, но связь их с небом сохранилась. Спускались они по-разному: одни сделали себе мост из красных лучей, другие - из синих, в зависимости от неба. По этим лучам они сперва попали на землю, на гору Сумбэр Ула, а с горы на крыльях орла цвета синей воды спустились до самого дна моря и здесь обратились в кита с тринадцатью плавниками. Главными среди них являются Ухан Лобсон хан и его жена Ухан дабан, они покровители морей, озер и рек и вместе с другими водяными хатами господствуют над водной стихией и покровительствуют бурятам, защищая их от злых духов. Сами они существа добрые, благорасположенные к людям. Ухан-хату изредка приносят в жертву рыбу налима (живой онгон), а чаще - молочные продукты и домашних животных в надежде на особое покровительство при переходе в летники. Им совершают тайлган во время засухи, когда буряты-старики просят небо о ниспослании дождя.

Верования

Мыс Рытный местные жители именуют на свой лад – Хыр-Хушун, Ухэр-Хушун, Хэр-Хушун. Например, Хэр-Хушун можно перевести как гневный, сердитый мыс. Хэр может означать степь, местность, хушун – обозначает мыс. Получаем, что Хэр-Хушун может быть переведено, как степной мыс. Название Ухэр-Хушун произведено от имени почитаемого в этих краях Ухэр нойона. Легенды гласят, что этот сердитый дух и его сыновья – хранители верхнего течения реки Лены. В их обязанности вменяется насылание на Байкал сильного горного ветра через долину реки Рита.

Жители поселка Онгурены испытывают перед мысом некий религиозный трепет. По их убеждению мыс является шаманским местом. К северу от мыса, километрах в семи карты указывают нам место под названием Анютка. Это название – редуцированное бурятское слово Анюрхла – моргнуть или закрыть женщине глаза перед святым местом. К слову, женщинам запрещалось ступать на землю мыса. Пастухи и верующие мужчины имели некоторые ограниченные привилегии передвижения по мысу. Даже шаманам не разрешалось заходить вверх по руслу Риты далее определенного места.

Гора Ехе Ёрдой (гора Ёрд) находится в 2 км от Байкала на правом берегу р. Анга в 8 км от пос. Еланцы. В небольшой ровной долине, окруженной с трех сторон горами, а с четвертой озером Байкал, высятся две сопки Ёрд. Одна называется Ехэ Ёрд (Большая Ёрд) - холм почти правильной куполообразной формы, высотой 40-42 м над поймой долины, ее окружность - семьсот шагов, другая - Бага Ёрд (Малая Ёрд высотой 12 м).

М.Н. Хангалов пишет в своем полевом дневнике в 1908 г., что «прежние буряты во время облавных охот вокруг Большого Ёрд устраивали большой праздник хатарха». Вокруг горы устраивался грандиозный обрядовый круговой танец, в котором, одновременно участвовало более 700 человек. Обязательное условие для праздника – замкнуть круг танцующих, взявшись за руки. В случае же, если собиралось меньше народа и круг вокруг горы не замыкался, то игры отменялись или проводили кое-как; считалось, что состоялся плохой наадан (муу наадан болоо) и поэтому нет гарантии, что год будет хорошим.

По рассказам жителей, в отдельные годы количество танцующих было так велико, что образовывали 3-4 круга вокруг сопки, а во время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви.

Сохранилось предание об устилании этой горы шкурками белых ягнят – предание о богаче Даагае, который владел таким несметным количеством овец, что даже не знал им счета. Чтоб хоть приблизительно знать сохранность своих овец, он загонял их на большой остров Анги. Если овцы заполняли весь остров без остатка, то он определял, что скот его не уменьшился. В дни игрищ Даагай выносил из своих амбаров шкурки белых ягнят и покрывал им всю священную гору Ёрд, отчего она становилась белоснежной.

Белоснежная шкура ягнят имела ритуальное значение у бурят, особенно хоринцев. Когда весной перелетные птицы пролетали над стойбищами, женщины выбегали на улицу с подойником. На дно наливали немного молока, сметаны или какой-нибудь кисломолочный продукт и закрывали подойник шкурой белого ягненка. Брызгали навстречу птицам молоко и после этого ведром делали перед собой вращательные движения и произносили заклинание: «а хурый, а хурый, а хурый!» (приди, приди, приди!). Обряд назывался «далга абалга» (приманивание счастья, богатства) или «хэшэг хурылха» (получение небесной благодати).

По воззрениям хори-бурят, прародительница хоринцев белая лебедь - на своих крыльях приносила лето, богатство, процветание и счастье для своих земных потомков. Белые шкурки ягнят, которыми покрывали Ёрдынскую гору, по-видимому, имели такое же ритуальное значение, как и в обряде приманивания счастья и небесной благодати при весеннем прилете птиц.

Ёрдынские игры вновь состоялись летом 2000 года почти после столетнего перерыва. В них приняли участие представители всех родов и племен Усть-Ордынского, Агинского округов, Республики Бурятия. Такие игры решено проводить каждые 5 лет.

Огромное значение горы Ёрд в традиционном бурятском шаманизме подчеркивает исследователь Д.С. Дугаров. Культ горы Ехе-Ёрд носил скотоводческий характер. Ее расположение в близости к Байкалу объясняется с точки зрения древнебурятской (курыканской) мифологии: в Байкале обитает главный из духов-хозяев (Уhан-хатов) больших рек и озер, которому люди молятся и приносят жертвоприношения. С горой также связано мифологическое представление бурят о верховном боге-творце Айа и его супруге – богине земли Ёрд. Гора является обителью бога Айа.

Легенда о Золотай Чаше

В легенде, услышанной А. П. Окладниковым в глухой якутской тайге о далеком море Баягале (Байкале), о жестоком степном царе и золотой чаше, рассказывается, что на дне моря Баягала видна была драгоценная золотая чаша и сидевшая возле нее женщина редкой красоты. Алчный властитель здешних мест ? царь ? воспылал страстью к морской красавице и так же страстно захотел овладеть ее золотой чашей. Он не раз посылал нырять за нею самых смелых юношей своего народа, но ни один из них не вернулся назад. В это время существовал обычай умерщвлять стариков, достигших преклонного возраста.

 Но один юноша настолько любил отца, что даже под страхом смерти нарушил жестокий обычай и спас своего слепого отца, спрятав его. Когда очередь нырять за золотой чащей дошла до этого юноши, отец сказал ему, что чаша и красавица находятся не на дне озера, а на высокой горе над ним и только отражаются в воде. Юноша взошел на гору, добыл красавицу и золотую чашу, а гордый и жестокий властитель народа после этого бесследно исчез. С тех пор стариков перестали убивать. Аналогичная легенда рассказывается и бурятами.

Легенды острова Ольхон

Остров Ольхон является главной сакральной точкой священного Байкала, географическим центром этнической территории бурят, проживающих в Предбайкалье и Забайкалье. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения. Два из них - это гора Жима (Ижимей) на мысе Ижимей и мыс Бурхан (Пещерный, Шаманка). Гора Жима находится на восточной, гористой стороне острова. Считается, что название связано со словом "эжэн" (хозяин, горный владыка). Мыс Бурхан двумя высокими каменными гребнями вдается в воды Байкала и вместе с другим скалистым мысом - Богатырь - создает единый ансамбль-триаду.

Легенда о Ижимее повествует о том, что с монголами, заселявшими прежде побережье Байкала и Ольхон и исповедовавшими шаманскую веру, жил уважаемый тэнгриями могучий шаман Награй боо с женой Заграй хатан. Когда тэнгри Угутэй нойон задумал переселить монголов в Забайкалье, Награй боо попросил оставить его на Ольхоне. Тэнгри разрешил ему остаться, к тому же в качестве дворца подарил гору Ижимей, а вместо детей, которых у него не было, дал орла.

По другой версии, божество грома Угутэй нойон, сын Неба, пожелал поселиться по соседству со знаменитым ольхонским шаманом Награй боо и его женой Заграй хатан. Но затем уступил шаману свой дворец на Ижимее и стал жить в пещере мыса Бурхан.

Мыс Бурхан в народе известен прежде всего как место пребывания хозяина Ольхона (Ойхони эжэн Хан Хото бабай, Ойхони Буурал бабай, Ута саган нойон, Ойхони Ехэ бабай Ялабша). Здесь он пребывает как на скале, так и в ее пещере.

По кудинской версии, Бохо Тэли, соперник Бохо Муя, стал Гужир тэнгрием, женился на дочери западного неба Тэмэ ногон и имел от нее трех сыновей - Эрлэн хана, Гэгэн бурхана (Далай-ламу) и Хан Хото бабая.

Третий сын стал хозяином острова и живет в большом дворце в озере Байкал. В его подчинении целый аппарат духов (ноеной суглан). Хан Хото бабай женат на дочери восточного неба Саг саган тэнгри по имени Саг сагай саган и имеет сына-орла.

Существуют и другие природные памятники: скала Дева и мыс Хобой (Клык) - северная оконечность Ольхона, круто обрывающаяся в холодные байкальские воды. С юга очертания этой скалы напоминают величественную женскую фигуру с четко очерченными головой, носом, подбородком, грудью. Всего на Байкале тридцать скалистых островов, четырнадцать из них находятся в Малом море, т.е. в районе Ольхона.

Мыс Рытый (Хээр хушуун) относится к сакральным местам Прибайкалья, известен по мифам как место, где обитают грозные божества.

По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является страшным и священным местом, где живут сердитые бога, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры...

Здесь зарегистрированы неоднократные катастрофические селевые выбросы в Байкал грязекаменных потоков с деревьями и дерном. Долина реки оставляет гнетущее впечатление. Она труднопроходима из-за крупноглыбовых россыпей камней. Здесь часто в землю бьют молнии, а зимой напротив мыса каждый год возникает становая трещина во льду... Долина реки Рытой считается у бурят священной и запретной для посещения.

Местные жители беспрекословно выполняют древние правила: это место не посещают женщины, после посещения долины мужчины оставляют там стельки из обуви. Если же в верх пади забредает скот, никто не решается выгнать его оттуда.

Обряды у мыса Рытый проводились до 1960 годов. Считается что мыс имеет своего эжина (хозяина). Ему поклонялись нерповщики.

Скала Аяя

На берегу Байкала в одноименной бухте находится священная белокаменная скала Аяя с древними писаницами бронзового и железного веков. Это место в древности являлось общекурыканским межплеменным культовым центром, где проводились ежегодные грандиозные тайлганы в честь главнейших покровителей-божеств Неба-Земли-Воды. Для проведения такого общенародного праздника требовалось большое «Мировое дерево», аналогом которого являлась сопка Ёрд и большая вода (озеро Байкал, именуемое бурятами священным морем - Байгал-далай). Около скалы Аяя происходили главные ритуалы и церемонии, куда имели доступ

только избранные особые жрецы. Собравшаяся масса народа, не принимавшая участие в главных ритуалах и обрядах возле скалы Аяя, устраивала грандиозные круговые танцы вокруг горы Ехэ Ёрд, которые продолжались шесть дней и ночей. Через эти два сакральные места буряты и их этнические предки - курыканы осуществляли контакт с небесными божествами, отправляя туда свои молитвы и жертвоприношения. И через эти же священные места в ответ на проведенные ритуальные действия нисходили к ним небесная благодать, богатство, счастье, размножение детей и скота.

Хозяйка Байкала

В1937 году С.П. Балдаев записал у эхирит-булагатских бурят, что хозяйкой моря Далайн эжэн Абай саган хатан стала девочка, которая играла на берегу Байкала с юными Булагатом и Эхиритом. Ольхонские буряты считают, что летом она выходит на берег Байкала, гуляет по знакомым местам. Ее угощают только молочными безалкогольными продуктами. Приняв угощение, она уходит в море.  Ей также посвящают живых онгонов, лошадей серой масти. Существует также предание о том, что она была из голоустнинских бурят. А когда она пасла овец, ее поймали русские казаки, замучили до смерти и бросили в Байкал. Буряты, живущие вокруг Байкала, возвели ее в ранг покровительницы своих родов и улусов. Кударинские и ольхонские буряты считают также хозяином озера Байкал Дайр саган нойона с женой Далабшата саган хатан.

Шаманские предания

В шаманских сказаниях фигурируют 13 северных нойонов – сыновей тэнгриев. Задача спустившихся с небес нойонов – свершить над людьми суд. Каждый из них выбрал себе место проживания по нраву. Бурхан-мыс на острове Ольхон стал обиталищем сильнейшего из нойонов – Хан Хутэ-баабая. Иногда духа называют Хан Гхото-баабай. Как пересказывают старожилы, у Хан Хутэ-баабая три замка – на небесах, на земле и в подземном мире. Также в легендах говорится, что Хан Хутэ-баабай стал царем и покровителем всех шаманов северного края.

Почитание духа пещеры Шаманской скалы было настолько велико, что местные жители не решались проезжать верхом возле скалы: обязательно спешивались и обвязывали копыта лошади кожей. Правом доступа в сквозную пещеру обладали исключительно шаманы, и на посещение ее простыми смертными был наложен строжайший запрет. Кроме того, возле мыса хоронили шаманов.


Рады Вам
трилистник
МОСКВА
МОСКВА
трилистник
УЛАН-УДЭ