Вторые доржиевские чтения — «Ая–Ганга»

Вторые доржиевские чтения

отчет И.В.Кульганек 22.12.2006 г.

9-11 ноября 2006 г. в Санкт-Петербурге проходили Вторые Доржиевские чтения «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство». Организаторами ее выступили Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры Ая-Ганга», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН, Музей-квартира П.К.Козлова СПбФ ИИЕТ РАН, религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчойнэй» при поддержке Комитета по внешним связям Администрации г. Санкт-Петербурга и Администрации Республики Бурятии. В городе на Неве собрались во второй раз из Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ и Элисты ученые-монголоведы и тибетологи, исследователи жизни и творчества Агван-Лобсана Доржиева (1853-1938), выдающегося религиозного и политического деятеля, буддийского философа, историка, образованнейшего человека своего времени.

На конференции, каждый день которой проходил на новой научной площадке, были представлены доклады не только о многосторонней деятельности и творческом наследии Агвана Доржиева; большинство их явилось своеобразным органичным продолжением и развитием начатого ученым на рубеже веков большого многоаспектного исследования истории, литературы, историографии, искусства, лингвистики монгольских народов. Такая концепция Доржиевских чтений является наиболее плодотворной, способной обеспечить их жизнестойкость.

На открытии конференции, состоявшемся в библиотеке Отдела Востока Государственного Эрмитажа, прозвучали приветствия: главного настоятеля «Дацана Гунзэчойнэй» Чампа Доньода (Б.Б.Бадмаева), председателя Комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга А.В.Прохоренко. В адрес конференции поступили также приветствия президента Республиканского общественного фонда Агвана Доржиева Э.Д.Дагбаева (Улан-Удэ) и директора СПбФ ИВ РАН И.Ф.Поповой.

Всего было представлено 58 докладов, зачитано и обсуждено более тридцати. Темы двух заседаний первого, «эрмитажного», дня сосредоточились на деятельности Агвана Доржиева, истории монголоведения и тибетологии, общекультурологических и искусствоведческих проблемах.

Второй день конференции заседания проходили в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН. Он был посвящен вопросам истории и историографии, источниковедению и текстологии, литературоведению и лингвистике.

Третий день собрал в музее-квартире П.К.Козлова специалистов, которым особенно интересно современное бытование буддизма в различных частях монголоязычного и тибетоязычного мира, вопросы, связанные с путешествиями и изучением Центральной Азии.

Заведующий Сектором тюркологии и монголистики СПбФ ИВ РАН С.Г.Кляшторный в своем докладе «О первых попытках введения буддизма как государственной религии на территории Монголии», который стал постановочным для второго дня конференции, говорил о найденных археологических материалах, свидетельствующих о попытках в IV-XI вв. ввести буддизм в качестве государственной религии. Тюрки, кыргызы, уйгуры, имевшие свои государства на территории Монголии, не раз обращались к буддизму.

Интересную тему поднял научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва) Ю.И.Дробышев в докладе «Буддизм и тенгрианство: конфронтация или сотрудничество», полагающий, что трудно поставить один какой-либо знак между этими двумя явлениями, игравшими ключевую роль на многих этапах развития монгольских народов. Продолжением и развитием некоторых положений первого доклада можно считать совместный доклад Ю.И.Дробышева с П.Ф.Гуниным и С.Н.Сажа (Москва) «Роль буддизма как регулятора на разных этапах социально-экономического развития Монголии».

Из общекультурологических докладов должен быть отмечен также доклад А.Г.Юрченко «Буддизм в восприятии Роджера Бэкона: “Большое сочинение” XIII века», вызвавший заинтересованное обсуждение. В нем петербургский историк впервые представил научному сообществу классификацию мировых религий, созданную английским интеллектуалом, где монголы фигурируют вместе с буддистами, мусульманами, христианами, иудеями и язычниками. Буддисты занимают в этой системе, представленной главными «родами человеческими», предпоследнее перед язычниками место по степени удаления от совершенства единого Бога.

Понятный интерес вызвал доклад Т.В.Ермаковой (СПбФ ИВ РАН) о материалах П.С.Палласа, касающихся бытования буддизма в России в XVIII в., рассмотренных как исторический источник, актуальный в перспективе сравнительно-исторического изучения бытования буддизма в России. Докладчик, основываясь на изданном труде ученого «Путешествия по разным провинциям Российской империи», охарактеризовала вклад П.С.Палласа в изучение религиозной жизни калмыков, подчеркнув приоритетный по времени публикации характер сведений.

Культурологическую задачу поставила Е.В.Бойкова (ИВ РАН, Москва) в докладе «»Как монголы воспринимали русских в XIX веке». Она проследила отражение религиозной сферы жизни монголов в трудах Н.М.Пржевальского «Монголия и страна тангутов» и Г.Н.Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии» и пришла к выводу, что на протяжении длительного времени буддизм в Монголии оказывал существенное влияние на все сферы жизни, а идеология его повлияла на формирование культуры, бытового уклада и мировоззрения монголов.

К этому же направлению относились доклады Е.Н.Афониной (СПбГУ) «Истоки историографии школы Гелугпа» и Т.А.Пан (СПбФ ИВ РАН) «Буддизм в шаманском мире маньчжуров».

Блок лингвистических докладов представили З.К.Касьяненко, Н.С.Яхонтова, П.О.Рыкин и Е.Ю.Харькова.

З.К.Касьяненко (СПбГУ) подняла очень важную и до сих пор не привлекшую в должной степени внимание ученых тему о колофонах канонических сочинений как источнике информации о лингвистических знаниях монголов. Ею было высказано мнение, что колофоны являются самостоятельной композиционной единицей средневековых монгольских литературных сочинений, в которых отражены не только данные об авторе, переписчике, редакторе, месте, времени создания произведения, но содержатся ценные сведения терминологического, понятийного характера о языке, отражающие уровень языкознания, процессы монгольского литературного творчества того времени.

Н.С.Яхонтовой (СПбФ ИВ РАН) был предложен доклад об именованиях Солнца в традиционных монгольских текстах. Она проследила, как монгольские эпитеты восходят к традиционным санскритским выражениям из знаменитых лексиконов. Произведя классификацию именований, она установила, что самое значительное их количество относится к определениям, характеризующим Солнце не как божество и не как астрономический объект, а как физическую реальность нашей жизни.

П.О.Рыкин (ИЯЛИ РАН) в докладе «Титям: об одном китайском титуле в средневековых русских летописях» рассмотрел этимологию этого термина, который встречается в русских летописях до 1262 г. как обозначение посланного на Русь

представителя монгольского ка’ана. Докладчик возводит его к китайскому должностному титулу тидянь ‘администратор’, ‘инспектор’, который, согласно словарю рифм «Чжунъюань иньюнь» (1324 г.), имел в северных среднекитайских диалектах форму t‘itiεm. В докладе перечисляются употребления этого титула в монгольских памятниках квадратного и уйгуро-монгольского письма и делаются выводы относительно способов фонологической передачи китайской лексики в среднемонгольском языке.

Е.Ю.Харькова (СПбФ ИВ РАН) представила доклад «Традиция изучения индо-тибетской грамматики в Тибете».

Демонстрацией иллюстративного материала сопровождался доклад научного сотрудника Кунсткамеры Д.В.Иванова о калмыцких иконах в коллекции МАЭ РАН, в котором докладчик проанализировал некоторые особенности иконографии калмыцкой буддийской живописи, в том числе характер композиции калмыцких буддийских живописных свитков. Д.В.Иванов отметил отличия калмыцких хадаков, использовавшихся в танках, от собственно монгольских и тибетских, по их составу, цвету и технике исполнения художественной строчки. Им отмечено также отклонение от канона в иконографии божеств.

Современному состоянию монголоведения и тибетологии были посвящены доклады И.В.Кульганек (СПбФ ИВ РАН) о новых трудах по монголоведению в России и Монголии, вышедших в 2006 г., и П.Л.Гроховского (СПбГУ) – об основных задачах изучения тибетского классического языка на современном этапе.

Отрадно, что в конференции приняло участие немало молодых и будущих ученых: как совсем недавно защитивших кандидатские диссертации, так и стоящих на пороге этого этапа своей научной карьеры. Ю.В.Болтач (СПбФ ИВ РАН) представила доклад, посвященный корейскому буддийскому историку Какхун, автору «Жизнеописаний достойных монахов страны, что к востоку от моря», в котором она, поставив себе не столько источниковедческую, сколько герменевтическую задачу – реконструировать жизнеописание этого буддийского деятеля, пыталась не только отыскать релевантную информацию о нем в памятниках средневековой литературы, но и возможно полно интерпретировать довольно лаконичные цитаты. Это ей удалось в полной мере, и она достаточно объемно представила творческий образ автора выбранного сочинения.

На конференции выступили аспиранты СПбФ ИВ РАН Б.С.Меняев, К.В.Эдлеева и самый молодой участник – магистрант СПбГУ Д.А.Носов. Своими докладами они органично продолжили литературоведческий блок, начатый доцентом кафедры монгольской филологии СПбГУ М.П.Петровой, которая представила на обсуждение свои наблюдения над жанром «хайку» в современной монгольской поэзии.

Все прозвучавшие в музее П.К.Козлова доклады, тематика которых так или иначе была обращена к путешествиям и путешественникам, а также к современному состоянию буддизма, были встречены с живым интересом и вызвали обсуждение. Этому способствовало использование компьютерного видеоряда, позволившего более наглядно представить предмет исследования. Так, доклад директора музея-квартиры П.К.Козлова А.И.Андреева «Фотография в русских экспедициях по Центральной Азии XIX-начала XX веков: Г.Цыбиков и О. Норзунов – первые фотографы Тибета» сопровождался показом фотографий знаменитых монастырей Тибета, сделанных путешественниками подчас в опасных для жизни условиях и ставших давно уникальными. Демонстрацией видеофильма сопровождался доклад о монастыре Бадгар (по-китайски Уданчжао), одном из крупнейших центров религиозного искусства и образования во Внутренней Монголии, построенном в начале XVIII в. в тибетском стиле. Докладчик д.и.н. В.Л.Успенский (СПбФ ИВ РАН) посетил этот монастырь, построенный в 1996 г. и признанный правительством КНР памятником культуры общегосударственного значения, летом 2005 г. Столь же интересным был видеоряд в сообщении И.Н.Селивановой (СПб) «Международный всебурятский фестиваль “Алтаргана 2006” как фактор сохранения бурятской культуры».

Блок докладов о современных проблемах буддизма был представлен докладами М.Банаевой (Москва) о религиозной жизни бурят Москвы, М.Н.Кожевниковой – о версиях буддийского образования – «четырех истинах в Западном мире», М. Бродер (Таллин) – о буддийском братстве в Эстонии, Е.В.Асалхановой – о реконструкции петербургского буддийского храма, О.С.Хижняк – об употреблении европейских понятий в исследовании буддизма. Тему путешествий закрыли доклады Т.Ю.Гнатюк – о двугорбом верблюде как основном транспортном средстве в центрально-азиатских экспедициях и сообщение В.Ю.Жукова – о роли Монголии в жизни и творчестве С.А.Кондратьева, участника экспедиции П.К.Козлова в 1923-1926 гг.

В рамках конференции были проведены награждения. Сыну недавно ушедшей из жизни ведущего монголоведа-этнографа России, на протяжении всей жизни проработавшей в Кунсткамере (Институт этнографии и антропологии РАН им. Петра Великого) – Лидии Леонидовны Викторовой – Владимиру Измаиловичу Викторову был вручен диплом почетного доктора Монгольской Академии Наук. Александру Ивановичу Андрееву, доктору исторических наук, директору музея-квартиры П.К.Козлова, была вручена награда Президента Республики Бурятии – ему было присуждено звание заслуженного работника культуры Республики Бурятии за большие заслуги в деле изучения бурятского народа и за активную и плодотворную научно-просветительскую деятельность.

Интересной была и так называемая культурная программа конференции. В первый день после вечернего заседания участникам и гостям конференции была предложена экскурсия по залам с экспозициями Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Монголии, Тибета, древнего Китая, Синьцзяна. Во второй день участники были приняты настоятелем буддийского храма в Петербурге «Дацан Гуйзэчойнэй» – до недавнего времени единственного подобного храма на территории европейской части России, инициатором строительства и организатором сбора средств для постройки которого выступил в начале XX в. Агван Доржиев, ставший первым настоятелем этого храма. В настоящее время здесь возобновлены службы и занятия для монахов и мирян, издается печатная продукция, развернуты реставрационные работы по воссозданию интерьера храма.

В последний день участники конференции посетили концерт этнической музыки, в котором приняли участие студенты и аспиранты петербургской консерватории и вокально-инструментальный ансамбль «Намгар», что, кстати, означает по-тибетски «белый хадак» – платок как самый почтительный знак уважения, оказываемый гостю.

Конференция продемонстрировала большие успехи российского монголоведения и тибетологии в деле изучения жизненного пути и творческого наследия одного из замечательных сынов бурятского народа – Агвана Доржиева. Кроме того, она наглядно дала понять, как велики потенциальные возможности российских ученых в развитии приоритетных направлений востоковедной науки, которыми всегда были и остаются фундаментальные исследования.