Доржиевские чтения — «Ая–Ганга»

Доржиевские чтения

Проведение Доржиевских чтений продолжает традиции, заложенные хамбо-ламой Агваном Лобсаном Доржиевым (1854-1938), который придавал большое значение установлению связей между традиционными буддистами и представителями европейской науки. В числе исследователей, которые были близко знакомы с Доржиевым, можно назвать востоковедов С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского, О. О. Розенберга, В. Л. Котвича и Б. Я. Владимирцова, географов П. П. Семенова-Тян-Шанского и П. К. Козлова, антрополога В. В. Радлова и других. Именно благодаря тесному сотрудничеству между ламами и академическими учеными стало возможным основание Санкт-Петербургского дацана, в строительный комитет которого входили многие известные востоковеды. Дацан стал центром контактов между учеными и носителями живой буддийской традиции, осуществлявшихся при активном личном содействии Доржиева. Доржиевские чтения предоставляют академическим исследователям и буддийским ученым возможность выслушать и понять точку зрения друг друга и открывают пути к взаимному обогащению обеих научных традиций.

Хамбо-лама Агван Лобсан Доржиев (1854-1938) — выдающийся деятель бурятского и тибетского буддизма, просветитель, дипломат.Прожив долгую жизнь, в рамках которой уместилась вторая половина XIX в. и первая треть века XX-го, Агван Доржиев занял особое место среди буддийских деятелей России, Монголии и Тибета. Нелегкая судьба выпала на долю этого человека, всю жизнь посвятившего установлению дружеских отношений, взаимопонимания и согласия между народами. Наставник и официальный представитель XIII Далай-ламы, имевший высшую философскую степень лхарамбы, Агван Доржиев был членом Императорского географического общества.

Он не только содействовал установлению дипломатических отношений между Россией, Тибетом, Монголией, но оказывал большое влияние на формирование научного интереса русских путешественников и ученых к проблемам буддийской философии. Вместе он не оставался равнодушным к вопросам образования, просвещения монгольских народов. Будучи переводчиком, писателем, поэтом и просветителем своего народа, он создал новый бурятский алфавит, который, по его мнению, должен был способствовать пропаганде и распространению естественных и гуманитарных знаний среди бурят.

Родился в местности Хара-Шибирь (Бурятия) и в девятнадцатилетнем возрасте отправился в Тибет. Прошел полный курс обучения в Гоман-дацане и в 1888 г. выдержал экзамен на высшую ученую степень лхарамба. Впоследствии стал одним из учителей тринадцатого Далай-ламы. Стремясь к установлению контактов между Тибетом и Российской империей, через Индию и Китай прибыл в Россию и в 1898 г. получил аудиенцию у Николая II, после чего вернулся в Тибет. В последующие годы, неоднократно приезжая на родину, способствовал распространению буддийского просвещения в Бурятии и Калмыкии. После начала английской интервенции в Тибет (1904 г.) сопровождал Далай-ламу в Монголию и добился оказания Тибету дипломатической поддержки со стороны Российской империи. Был инициатором и главным организатором строительства Санкт-Петербургского дацана (1909-1915). В послереволюционные годы прилагал большие усилия к сохранению буддийского Учения на территории Советской России. Арестован в 1937 г. и вскоре скончался в заключении.

Документальный фильм «Цанид-хамбо Агван Доржиев»

Документальный фильм «Цанид-хамбо Агван Доржиев» отснял режиссер Ю.Дуринов на студии «Уралфильм» в 2006 г. За тридцать минут зритель имеет возможность проследить весь жизненный и творческий путь Агвана Доржиева со времени его отъезда в Тибет на учебу в буддийский монастырь до возвращения в конце жизни в родное бурятское село Ацагат. Здесь есть уникальные кадры о первом богослужении в петербургском еще недостроенном буддийском храме, состоявшемся в 1913 г., на котором присутствовали известные ученые-исследователи Центральной Азии во главе с П.К.Козловым, запечатлены акты вандализма двадцатых-тридцатых годов, касающиеся разорения бурятских

Б. Д. Дандарон

Бидия Дандарович Дандарон (1914-1974) — тантрический йогин, философ, ученый-буддолог. Родился в Кижинге (Бурятия). В детстве был признан воплощением тибетского гэгэна Джаяг-ламы. В возрасте семи лет стал духовным преемником ламы Лубсана Сандана Цыденова (1841-1922) и получил титул Дхармараджа (Царь Учения). По окончании школы уехал в Ленинград. В 1933 г. поступил в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота и одновременно слушал лекции на восточном факультете ЛГУ. В годы жизни в Ленинграде познакомился с хамбо-ламой Агваном Лобсаном Доржиевым (1854-1938), Цыбеном Жамцарано (1880-1942) и другими известными деятелями бурятской культуры. В 1937 г. арестован, освобожден досрочно в 1943 г. Активно содействовал восстановлению буддийской религии в СССР. В 1948 г. арестован повторно. В заключении встречался со многими выдающимися ламами и учеными. В 1956 г. реабилитирован. В 1958 г. поступил на работу в Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры (впоследствии — Бурятский комплексный научно-исследовательский институт, Бурятский институт общественных наук). Автор ряда исследований по истории и философии буддизма, один из составителей краткого «Тибетско-русского словаря». С 1965 г. начал собирать вокруг себя группу европейских учеников, впоследствии составивших «сангху Дандарона». В 1972 г. арестован по обвинению в создании «тайной буддийской секты», скончался в лагере.