Завершённые проекты — «Ая–Ганга»

Завершённые проекты

1. Праздник Сагаалган – буддийский Новый год

1997г. – Дом творчества на пер. Антоненко, д.2 впервые выступали дети с родителями, получился очень домашний праздник.

1998г. – клуб «Выборгская сторона» цирковая группа из Хакасии Чертыкова и Цырендоржиев, Намгар Лхасаранова.

1999г. – клуб «Выборгская сторона» — Театр-студия «Улигер».

2000г. – ДК «Выборгский» — Государственный ансамбль «Байкал».

2001г. – клуб «Выборгская сторона» — Театр-студия «Улигер».

2002г. – КДЦ «Московский» — Театр-студия «Улигер».

2003г. – КДЦ «Московский» — З. Тогочиев, И. Шагнаева.

2004г. – КДЦ «Московский» — «Бадма-Ханда», «Намгар»

2005г. — Дом кино — Бадма-Ханда Аюшиева, детский фольклорный коллектив «Ая-Ганга».

2006г. — КДЦ «Московский» — Государственный ансамбль АБАО «Амар сайн»

2007г.- ДК им.Газа – Благотворительный концерт с участием: Александры Буратаевой, Сэсэги Дашинамжиловой, Амархуу Борхуу, Альберта Ассадулина, Марины Цхай, Детского фольклорного коллектива «Ая-Ганга», 4ой бурятской студии Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального Искусства 2008г. — ДК им.Газа с участием Театра пластической драмы «ЧелоВЕК» им. Нелли Дугар-Жабон, Сэсэги Дашинамжиловой — дипломанта I степени международного конкурса «Ялта-Москва-транзит», 4ой бурятской студии Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального Искусства, Детского фольклорного коллектива «Ая-Ганга».

2. Летний праздник «Сурхарбан» — «Три игрища мужей»

2001г. – Дом творчества театральных деятелей (пос. Комарово).

2002г. – Дом творчества писателей (пос. Комарово).

2003г. – Дом творчества писателей (пос. Комарово).

2004г. – База отдыха спортивного общества Динамо (пос. Васкелово)

2005г.- Дом творчества писателей.(Комарово). Приглашен детский образцово — показательный коллектив школы №53 из Улан-Удэ.

2005г.- Дом творчества писателей.(Комарово). Приглашен детский образцово- показательный коллектив школы №53 из Улан-Удэ.

2006г.- ЦПКО им Кирова, г.Санкт-Петербург

2007г.- ЦПКО им Кирова, г.Санкт-Петербург — с участием Московских гостей.

3. Ежегодное возложение венков — 9 мая

— Пискаревское мемориальное кладбище.

4. Ежегодное чествование ветеранов нашей диаспоры 9 мая

5. Научно просветительское направление

— Участие в научной конференции «Традиции и быт народов России» (2001г. – 5 докладов, 2002г. – 3 доклада). — Проведены Юбилейные мероприятия, посвященные 90-летию Дацана — 2005г.

6. Детский фольклорный коллектив «Ая-Ганга».

7. Публикации

— Журнал «Петербург национальный» (№1. – о театре-студии «Улигер» №№ 2,3,4 – о Сурхарбане, о ситуации в Дацане.)

— Газета «Городская газета» (г.Улан-Удэ) И.Рыжкова «Бурят и в Питере бурят».

— Газета «Караван» (г.СПб) в 2 номерах.

— Газета «Городская газета» 2005 — Газета «Невское время» в 2-х номерах в 2006г.

— Газета «Час Пик» 2006г.

— Газета «Бурятия» 2007г.

— Газета «Бурят унээн» 2007г

— Газета «МК в Бурятии» 2008г.

8. Программы адресной социальной помощи:

а) Ветеран Балдаев Д.С.:

— предоставления автотранспорта для посещения поликлиники, дацана, праздников, встреч

— посещение и уход за ветераном в госпитале.

б) Материальная помощь Нагмитовой М.Б.

–на поездку на чемпионат Европы сыновьям в размере 35 000 руб.

в) Финансовая поддержка студентам Санкт-Петербургской консерватории Пирогову М.А. и Дашапылову Д.Б. для участия в международном конкурсе вокалистов им. Л. Линховоина. в размере 20 000руб.

г) Материальная помощь неполной семье Батуевой З.Б. (ожог второй степени дочери, 8лет)

д) Материальная помощь нуждающимся (12 семей).

е) Финансовая поддержка студентам Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального Искусства курса А.М. Зеланда для организации поездки с отчетным концертов в Бурятию. (80 000 руб.)

9. Гранты:

— Выигран грант Комитета по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга на создание детского фольклорного коллектива «Ая-Ганга» и проведена презентация на новогоднем детском празднике.2004г.

— Выигран грант Общественной Палаты РФ (администратор Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» на организацию и проведение культурно-спортивного праздника «Сурхарбан». Июнь 2008г.

— Выигран       грант       Комитета      по      молодежной       политике Администрации Санкт-Петербурга по созданию детского этнокультурного досугового центра и презентация его в Международный день толерантности 14 ноября 2009г.(Частичное финансирование проекта).

— Выигран грант Общественной палаты РФ (администратор РОО «Институт проблем гражданского общества» на организацию этнокультурного детского досугового центра и презентацию его в Международный день мира 21 сентября 2010.

10. Доржиевские чтения.

— Проведены юбилейные Доржиевские чтения. По материалам конференции издан сборник «Буддийская традиция. История и современность»

— Проведены Вторые Доржиевские чтения и вышел в свет сборник «Буддийская культура история, источниковедение, языкознание и искусство».

— Идет подготовка к третьим Доржиевским чтениям, которые планируем проводить в г.Улан-Удэ и на Алханае.

11. Фото-выставка в госдуме

2-6 октября 2006 г. в Государственной Думе будет проходила фотовыставка Андрея Мархотина «Дацан Гунзэчойнэй. 90 лет спустя».

В 1915 г. В Санкт-Петербурге по инициативе бурятского ламы Агвана Доржиева был построен первый в Европе буддийский храм.

Строительством руководил специально созданный комитет, в который входили академики В.В. Радлов и С.Ф.Ольденбург, князь Э.Э.Ухтомский, востоковеды В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, буддолог Ф.И.Щербатской, художники Н.К.Рерих и В.П.Шнейдер.

Архитектор проекта — выдающийся мастер северного модерна Г.В.Барановский.

При освящении 10 августа 1915 г. храм получил название «Источник святого Учения Будды, сострадающего ко всем» (сокращенная форма – ГУНЗЭЧОЙНЭЙ).

В советское время здание храма использовалось как физкультурная база, радиостанция, лаборатории зоологического института.

В 1990 г. храм был возвращен верующим.

Выставка возникла в результате любопытства автора и терпения лам, позволивших снимать в дацане в течение нескольких месяцев, абсолютно не вмешиваясь в творческий процесс. Это позволило автору снимать Дацан таким, каким он его видел… Проявленное из стен храма Колесо Учения; неканонический портрет Майтрейи; лани, пришедшие послушать Будду; водосточная труба, ставшая берёзой; берёза, украшенная буддийским флажком; луна, отмеряющая время в буддийском храме; отражённый в колонне лама; алтарь из крашенных фанерок; следы времени…

Впервые выставка была показана в Российском этнографическом музее на Доржиевских чтениях в ноябре 2004 г. Затем она проводилась:

— в библиотеке Маяковского г.С-Петербург (январь 2005)

— в галерее ЮНЕСКО г.Вильнюс (февраль-март 2006)

— в Русском культурном центре им.Добужинского г.Каунас (апрель 2006)

— в Художественном музее им.Сампилова г.Улан-Удэ (июль 2006)

Выставку проводит «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» Санкт-Петербург.

В Государственной Думе прошла фотовыставка Андрея Мархотина “Храм Будды на берегах Невы”. На выставке представлена серия художественных снимков здания Санкт-Петербургского дацана, его убранства, интерьера и портретов лам. Всего 48 больших выставочных снимков.

Петербургский Дацан – самый первый и самый северный в Европе буддийский храм, представляющий уникальный синтез классической тибетской архитектуры и североевропейского модерна. Строительство храма началось в 1909 году. Работами руководил специально созданный комитет, в который входили академик В.В. Радлов, князь Э.Э. Ухтомский, востоковеды В.Л. Котвич, А.Д. Руднев, Ф.И.Щербатской, художники Н.К. Рерих и В.П. Шнейдер. Первое богослужение в храме состоялось 21 февраля 1913 года, в день празднования 300-летия Дома Романовых. В 1919 г. храм подвергся варварскому разграблению, и основателю храма Агвану Доржиеву пришлось применить всю свою волю и ум, чтобы отреставрировать его, несмотря на трудности революционного периода. Богослужения в храме возобновились в 1927 г. Но с 1935 г. в Ленинграде начались преследования лам, и в 1937 г. буддийская община перестала существовать. Потом в здании храма располагались и физкультурная база, и радиостанция, и лаборатории зоологического института. В 1990 году храм был возвращен верующим…

О фотосъемке в дацане нам рассказал в своем интервью автор выставки Андрей Мархотин.

– Андрей, расскажите, пожалуйста, как родился замысел снять дацан?

– Все случилось, как обычно, случайно. В Петербурге есть общество   бурятской   культуры   “Ая-Ганга”,   которое    постоянно

 проводит праздники, например, зимой — Новый год по лунному календарю, который длится целый месяц, летом – Сурхарбан и др. Одной из инициатив этого общества стало создание книги об истории бурятской диаспоры Петербурга. Меня попросили сделать несколько снимков в дацане. Через некоторое время я понял, что для этой книги нужен вот этот снимок и этот, но пришло ощущение, что остальное тоже надо обязательно снимать. Дацану 90 лет. Его приезжали строить буряты, деньги собирались тоже в Бурятии. Я думал, что дацан весь давно снят, ведь он открыт с 1990 года. Оказалось, что да, приходят, снимают, но этих снимков никто не видел – есть они, нет их, никто не знает. Серьезно и долго в дацане никто не работал. Первые три месяца я приезжал сюда каждый день, как на работу, потом работа продолжалась еще восемь месяцев. Вылилось все это в законченную тему, тогда и родилась мысль сделать выставку. Дацан находится у ЦПКиО, около него по дороге ходит огромное количество людей, но когда спросишь, где дацан и что это такое, никто не знает. Когда начинаешь объяснять, все поражаются, как они могли его не видеть. Я сам прошел через это же самое. Дацан открывается не всем. И не сразу.

– В православных церквях не очень любят, когда снимают. А как отнеслись к съемкам ламы?

– Ламам совершенно все равно – приходи и снимай. Для чего это тебе, с какой целью снимаешь, никто не спрашивает. “Можно снимать?” – “Пожалуйста”. Этот момент очень важен. У всех людей, которые служат в дацане, присутствует потрясающая терпимость.

– Расскажите немного об истории дацана.

– Этот храм делали лучшие в те времена люди, и делали они его с необыкновенным чувством. Художниками руководил Николай Рерих. И хотя в то время он еще не был специалистом в этом вопросе, но было важно, что он человек западной культуры. Дацан был задуман как центр общения Востока и Запада: научный и культурный. Архитектор проекта – гениальный мастер модерна Г.В. Барановский. Он к тому времени построил одно из самых красивых зданий на Невском – Дом Елисеевых, издал семитомную архитектурную энциклопедию. Недавно пришлось держать ее в руках, каждый том весит 7 кг. В 1920 г. он умер от голода.

Дацан строило такое количество людей, и делали они это с таким чувством и с такой любовью, что просто очень захотелось принять в этом участие. Было сделано около 400 фотографий. Не все они в выставочном варианте, поэтому мы хотим выпустить альбом с фотографиями и историей дацана.

– А вам близка буддистская философия?

– Думаю, что эта философия еще никому не повредила. Я 12 лет жил в Улан-Удэ. Для меня дацан – это не экзотика. Поначалу все это было странно: люди в цветных одеждах монотонно что-то читают, произнося какие-то звуки, не ясно, о чем идет речь. Постепенно у меня появилось много знакомых востоковедов. И я вдруг осознал, что эти люди в пиджаках, с портфелями, работающие в Академии наук, – буддисты. Я начал накладывать «изображения» лам и людей в костюмах. Пытался понять, что их объединяет. Спрашивал. Оказалось, что очень много ответов на жизненно важные вопросы я смог получить у этих людей. Мы ищем и не должны отказываться ни от какой информации. Невежество во всех религиях считается грехом. Невежество – это нежелание знать, нежелание развиваться. Рерих был православным человеком (?), но занимался Востоком. В нас есть какой-то консерватизм. Если я с детства крещеный, то в дацане в обрядах не участвую. Есть о чем подумать. Задача буддистов – помогать всем живым существам двигаться к просветлению, принимать все как есть. Было бы очень хорошо, если бы средства массовой информации больше рассказывали о разных культурах и религиях. Ведь живем мы в многонациональном государстве, и чем больше будем знать о традициях, верованиях друг друга, тем с большим пониманием будем друг к другу относиться.

Елена Володина