Правила приема пищи. Угощение гостя — «Ая–Ганга»

Правила приема пищи. Угощение гостя

В старину у бурят было принято угощать любого гостя, зашедшего в дом. На стол ставились в первую очередь подносы, тарелки и блюда с молочными продуктами — сметаной, творогом, пенками, саламатом, позже — хлебом, печеньем, чашки с чаем и молоком, которые подавались в руки гостя. Подавать чай и тарелку следовало стоя, обеими руками или правой рукой, поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашали гостя отведать пишу, повернув кисти рук ладонями вверх.

Старший  из  гостей  брал  кусочек  масла   и   бросал  его  в  огонь.

Угощение гостя

В Бурятии нормы традиционного этикета фактически утрачены, в соседней Монголии правила поведения на людях внушаются детям с детства. Например, по древним нормам этикета, женщинам не полагалось ходить в гости одним, без мужчины.

Чтобы показать отсутствие враждебности, гость должен был оставить оружие и плеть во дворе. Нож должен свисать с ремня свободно,  не  прятаться  в  складках  одежды.  Если гость пришел енадолго, он не снимает головного убора. Неуважением к хозяину считались незастегнутые пуговицы. Стучать в двери у монголов не было принято — нужно было подать голос, например, закричать, чтобы убрали собаку. Стучатся и скребутся в дверь, мол, только животные. Переступить порог гостю следовало правой ногой.

Торжественное угощение гостя

В торжественных случаях хозяева для приема гостей забивали барана. И в настоящее время, узнав о приезде дорогих гостей, хозяева стараются раздобыть барана. Забой и употребление его мяса — символ уважения к гостю или особой торжественности и значимости приезда гостей.

Архи, или водку, в старину подавали только пожилым гостям. В присутствии более старших людей левую ладонь нужно держать на правой, нельзя скрещивать ноги.

Чай хозяева подают гостям по часовой стрелке, принимающий пиалу берет ее правой рукой за дно, придерживая левой рукой правую. Важное значение имеют выражение глаз, поза пришедших гостей. Гостям нельзя садиться на женскую кровать.

Куски вареного мяса ставились на блюда перед каждой тройкой гостей. Самому уважаемому гостю подносилась голова «тоолэ» — опаленная, промытая и сваренная. Голова подавалась мордой к гостю, на ее лбу делался надрез треугольной формы, а на щеках и за ушами — два прямых параллельных надреза. Главным гостьям — женщинам голова не ставилась, им ставился крестец.

Почетный гость, кому была предложена голова, срезал кожу с головы барана. Кусочки кожи со лба бросал вверх — небу, с левой щеки — в сторону огня, с затылка ел сам. Затем поворачивал блюдо по ходу солнца, клал на него ребрышко и отдавал блюдо молодому, здоровому мужчине.

В приготовлении чая также соблюдались особые церемонии. В котле жарят толченую пшеницу. Затем в котле варят чай — воду с заваркой. Чай вычерпывают и помещают в другую посуду. В котел кладут сметану и варят саламат. В саламат вливают воду и варят до образования масла. Сюда же можно добавить мелко накрошенный жир. После этого вливают сваренный чай и медленно помешивают. Получается так называемый зутаран сай, или тогон сай. Вместо муки употреблялись такие растения, как сарана и дикая гречиха. Муку из луковиц и зерен этих растений жарили в котле на сале диких зверей, затем добавляли воду и заварку, а также молоко и сметану.

М.Н. Хангалов отмечал, что мука из диких растений почти забыта, в конце XIX в. буряты использовали муку пшеничную.

Сакральная пища

Различным богам посвящались животные, рыба, птица. Например, посвящаемую козу омывали освященной водой, окуривали богородской травой (можжевельником), багульником, обвязывали лентой и отпускали на волю.

Хозяину острова Ольхон Ута-Сагаан нойону посвящали голубя, на шею которого привязывали белые и синие ленты. Голубь также отпускался на волю.

В реке вылавливали налима, брызгали его священной водой и вновь бросали в воду. Этот обряд посвящался хозяину вод.

У бурят существовали особые блюда, как, например, «амhан» (для жертвоприношений западным тэн-гриям — божествам, Ухан-хату, кузнечным заяанам — добрым духам). В обыденной жизни его не употребляли. Обжаренную пшеницу толкут в деревянной ступке, превращают в крупу, которую отваривают в воде. Затем крупу отваривают еще раз в молоке, полученная кашица должна быть абсолютно белой и густой. Кашица также готовилась из семян трав («бу-дан», «шубуханан толгой» и др.). Травы собирали, сушили, веяли и варили амhан. Также варили в молоке луковицы сараны, которая произрастала в старые времена в изобилии.