Третьи доржиевские чтения — «Ая–Ганга»

Третьи доржиевские чтения

С 8 по 12 июля 2008 года в Бурятии проходили Третьи Доржиевские чтения, ставшие традиционными для их организаторов – Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга», религиозного объединения буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», Института восточных рукописей РАН/СПбФ ИВ РАН. В этом году к организаторам присоединилось еще одно научное учреждение — Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). Именно здесь состоялось открытие конференции, прошло пленарное заседание. Сотрудниками ИМБТ СО РАН было представлено почти половина докладов.

Как и две предыдущих конференции, Доржиевские чтения-2008 имели название: «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство», что говорит о сохранении основной идеи конференции — развитии всех направлений монголоведных исследований, к которым, как представляется организаторам, был причастен в той или иной мере Агван Лубсан Доржиев, выдающийся бурятский общественный и политический деятель, ученый-философ, буддолог и буддист.

Однако, если две предыдущие конференции проходили в Санкт-Петербурге (на базе Российского этнографического музея, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, музея-квартиры П.К.Козлова), то в этом году участникам была предложена обширная программа: два первых дня заседаний были распределены между Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Заяева. Последнее заседание участник провели на Алханае, заповедном национальном парке Читинской области, куда они добрались из Читы, проделав почти тысячу километров.

В конференции участвовали сотрудники ИВР РАН, Государственного Эрмитажа, Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного Университета, музея-квартиры П.К.Козлова, Буддийского университета «Чойнхорлин» и некоторых других.

Первый день конференции был посвящен жизни и творческой деятельности Агвана Доржиева. Прозвучали доклады д.и.н. , в.н.с.ИМБТ СО РАН Л. Л.Абаевой «Буддийская культура и ее концепты в мировоззрении Агвана Доржиева»; д.соц. н. , проф. БГУ Э. Д. Дагбаева «Концепция государства Агвана Доржиева»; к.и.н. , с.н.с. ИМБТ СО РАН Н.В.Цыремпилова «Агван Доржиев и тайная российско-тибетская дипломатия (1912-1925 гг.); к. филос. н., с.н.с. ИМБТ СО РАН С.Н.Нестеркина «Учение о личности в тибетской историко-философской литературе». В тот же день на Секции «Буддизм Монголии, Тибета, Бурятии» были заслушаны доклады д.и.н., в.н.с. ИМБТ СО РАН Т.Д.Скрынниковой «Буддизм в индентификационных практиках Монголии XVII в.»; д.и.н. ,в.н.с. ИМБТ СО РАН Ц.П.Ванчиковой «О современных тенденциях в монгольском буддизме»; к.и.н., с.н.с. ИИ АН Монголии Ц. Энхчимэг «К вопросу о начале распространения буддизма в Монгольской империи»; д.и.н., в.н.с ИЭА РАН Н.Л. Жуковской «Буддисты Бурятии глазами ссыльного народовольца Моисея Кроля (90-е годы XIX века), посвященные истории северного буддизма. Филологические доклады представили к.и.н. , доц. СПбГУ Е.Н.Афонина; преп. СПбГУ К.В. Алексеев; д.и.н., в.н.в. ЦС РГГУ К.В.Орлова; д.ф.н. ,в.н.с. ИМЛИ РАН Е.А.Балданмаксарова; д.ф.н. , в.н.с. ИМБТ СО РАН Е.О.Хундаева. Археографическим исследованиям был посвящен

доклад д.и.н. в.н.с. ИМБТ СО РАН А.А.Базарова; этнографическим – д.и.н. в.н.с. ИИ АН Монголии Г. Цэрэнханд, искусствоведческим – к.и.н. ,с.н.с. ГЭ Ю.И. Елихиной.

Второй день конференции проходил в Иволгинском дацане — монастыре «Гандан Даши Чойнхорлин» (с тиб.: Колесо Учения, дарующее счастье и полную радость), резиденции главы российского буддизма, находящемся в 30 км от Улан-Удэ в селении Верхняя Иволга. Участники осмотрели монастырский комплекс. На утреннем заседании, открытом пандито хамба ламой БТСР Д. Аюшеевым, говорилось о проблемах современного буддийского образования в России, Тибете, Бурятии. С докладами выступили проректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», рассказавший об организации учебного процесса и преподаватель старомонгольского письменного языка Университета С. Баасан с историографическим докладом о монголоязычной буддийской литературе. Здесь же прозвучали доклады к.и.н. Е.Ю.Харьковой – о монастыре Лавран Ташикьил; настоятеля Хойморского дацана Тункинского района РБ В.А. Шаглахаева – о ламе-гелонге Данзан Хайбзун Самаеве; настоятеля храма Великой победы Октября Калмыкии С.А.Манжикова – о вкладе геше Вангъяла в калмыцкий буддизм. Участники конференции поклонились «нетленному» телу XII пандито хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова (Этигелова, Итегелова), представляющем собой в современном буддийском мире не до конца изученный феномен.

Во время работы конференции участники имели возможность побывать в Агинском дацане – монастыре «Дэчэн Лхундублин» ( с тиб.: Обитель спонтанной реализации великого блаженства), известного в прошлом своей богатой библиотекой и обширной издательской деятельностью. Российские ученые получили аудиенцию у хамбо ламы Читинской области и Забайкальского края – пандито хамбы Цэдэн ламы. Осмотрели Цугольский дацан – монастырь «Даши Чойнжилин», являвшийся в XIX веке центром общественной и культурной жизни Бурятии, которому несколько лет назад была возвращена статуя Майдари, хранившаяся в советское время в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Последний день конференции проходил в уникальном месте– природно-культовом комплексе «Алханай», отнесенном к числу пяти святынь северного буддизма, расположенном в Дульдургинском районе Читинской области. На заседании выступили санкт-петербургские ученые с докладами о буддизме не монгольских народов (д.и.н. в.н.с. МАЭ РАН Н.Г.Краснодемская; к.и.н. с.н.с. ИВР РАН Ю.В.Болтач), ряд выступлений был посвящен результатам экспедиций по Монголии и Бурятии ( к.ф.н. с.н.с. ИВР РАН И.В.Кульганек; к.и.н. доц. СПбГАСУ В.Ю.Жуков; к.и.н. н.с. ИВ РАН; н.с. ИСА МП, (Германия) С. Намсараева; н.с. музея-квартиры П.К.Козлова Т.Ю. Гнатюк).

Научная программа конференции была завершена восхождением к культовым объектам, памятникам истории и культуры буддизма Алханая, храмам: «Хозяина Алханая», «Вечной Лампады», «Ворот», «Чрева Матери», «Промежуточного Мира».

Общероссийская конференция Третьи Доржиевские чтения продемонстрировала высокий научный уровень поднятых на ней философских, исторических, филологических, искусствоведческих аспектов буддизма, а также актуальность обсуждения данных вопросов в настоящее время не только в сугубо научном мире специалистов, но среди самих буддистов и более широких кругов общественности.