Шагай наадан — «Ая–Ганга»

Шагай наадан

Игра проста. Игра полезна.

Не меньше шахмат интересна.

Мой друг, ты хочешь ловким стать?

Тогда пора игру начать.

Цокто Номтоев

Шагай наадан входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. Первые упоминания о ней встречаются в письменном памятнике XIII века «Сокровенное сказание монголов». Игра развивает ловкость, быстроту, терпение, усидчивость и настолько увлекательна, что играют всей семьей, тем самым укрепляя семейные связи.

Шагай – это баранья лодыжка и является символом скотоводства, обозначающим пять традиционных видов скота, которые имелись у бурят:хонин – овца   ямаан – коза   ухэр – корова     морин – конь     тэмээн – верблюд

Виды и правила игры

1. «Няhалалга» (щелканье)

Игра проходит в два этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьёвке (бросании косточек) выпадает наибольшее количество бухэ (хонин). 

Игрок бросает косточки вразброс, выбирает одинаковые косточки и щёлкает одной по другой: бухэна бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Первая косточка должна достичь косточку – цель, не задевая другие, и откатываясь, также не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании, играющий берёт одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил, не задевая другие. При подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щёлкал. Если игрок промахнется или попадёт в другую косточку, он передаёт ход другому игроку по ходу солнца. Так продолжается пока на кону не останется три косточки. 

Когда остается три косточки – это заключительный этап игры. Игрок бросает косточки в середину. Если выпадают все три одинаковые, то выигрывает тот, кто успеет первым схватить все косточки. Если выпадает две одинаковых кости, то игрок щёлкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удаётся, то игра заканчивается. Если нет, то ход переходит другому игроку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество косточек

2. «Мори урилдаан» (конные скачки)

Играющие выбирают по одному «бегунцу» из свободной кучи косточек и ставят их по обеим сторонам первой в ряду косточки. Затем берут пять косточек, и бросают их на кон по очереди. Если среди них окажется «конь» (стоящий боком), бросающий берёт своего коня и ставит рядом со второй косточкой в ряду, если окажется два «коня», ставит рядом с третьей, если три – рядом с четвёртой и т.д. Если ни одна из косточек не упадёт в положении «коня», то конь бросающего игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое. После нескольких попеременных бросаний чей-нибудь «ретивый конь» проходит все двенадцать косточек ряда. Значит, он и выиграл скачки.

3. «Шүүрэлгэ»

Игрок подбрасывает самый большой шагай – «шүүрэгшэн» – вверх: пока он летит, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку шагай и успеть поймать шүүрэгшэн одной рукой. Подбросив косточку — шүүрэгшэн вторично, игрок захватывает в горсть любое количество косточек и должен успеть подхватить летящий шүүрэгшэн этой же рукой.

Если из взятой горсти шагай какая-либо выпадетили при захвате косточек игрок задел стол и другие соседние шагай, прижал к груди и животу, то ход передается следующему. Игра идет до тех пор, пока не закончатся шагай на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество шагай.

4. «Дурбэн бэрхэ» — «Четыре молодца»

Играющие по очереди бросают на кон по 4 шагай. Если все эти шагай  принимают 4 разных положения – бүхэ, хонхо, морин, үхэр — значит выпало 4 молодца – 4 бэрхэ. Слово «бэрхэ» означает трудность, ловкость и действительно трудно бывает, чтобы все четыре шагай приняли желаемые положения. Бросают по очереди пока не выпадет 4 бэрхэ. Выигрывает тот, кто первый достигнет цели. Можно продолжить игру и определить, кто на втором, третьем местах.  

5. «Мэлхэй» – Черепаха

В игре участвуют два-три игрока с 78 косточками. Цель игры – построить из 78 косточек черепаху: 6 косточек в 6 рядов – спина, 3 косточки в ряд – голова, 4 косточки в два ряда – 4 ноги, 5 косточек на 4 ноги – пальцы, на спине с двух сторон 2 косточки – почки, сзади 1 косточка – хвост. Игроки по очереди кидают по 6 косточек. По числу выпавших «бүхэ» строят определенную часть черепахи. Например, выпало 3 косточки в положении «бүхэ», часть черепахи из 3 косточек – это голова, значит, игрок строит голову: выпало 4 косточки – это нога и т.д. Игрок делает ход до тех пор, пока из выпавших косточек можно строить какую-либо часть черепахи. Игра продолжается, пока не появится силуэт черепахи. В конце игры каждый подсчитывает количество своих косточек в черепахе. У кого больше, тот и победил.

6. «Шагай тааха» — «Угадывание лодыжек»

Игроков может быть любое количество. Все шагай делят между собой игроки поровну. После этого,каждый игрок не показывая друг другу прячет в кулак шагай, можно 2, 3, 4, 5 и т.д. Затем начинают по очереди угадывать общее количество спрятанных шагай. Кто правильно угадает, тот забирает все шагай. А если никто не угадал, то начинают игру по- новому.

7. «Алтан сэргэ» — «Золотая коновязь»

Выбирают золотую коновязь, т.е. 1 шагай ставят на кон. Остальные шагай игроки делят между собой поровну. Например, играют 3 игрока, делят по 7 шагай. Затем по очереди начинают бросать на кон по 3 шагай вверх. Если все 3 шагай принимают положение «коня», то столько же ставят возле коновязи шагай. У кого больше соберется у коновязи шагай (коней), тот и побеждает.

8. «Хумпараа»-«Бросание на кон»

Играю 2-4 игрока. Игроки по очереди бросают на кон по 3 шагай. Если все 3 шагай падают в позиции «бухэ-овца», то считается победителем. Но, если 1-2 шагай падают в другой позиции, то не засчитывается.

Материал подготовлен Евгенией Бадмаевой по книге Аюшеевой Ц.-М.Б. «Шагай наадан».- Улан-Удэ: ПАО «Республиканская типография», 2018 – 112 с.