Ушла из жизни Харькова Елена Юрьевна — «Ая–Ганга»

Ушла из жизни Харькова Елена Юрьевна

Дорогие друзья!

С прискорбием сообщаем вам , что после нахождения в реанимации и продолжительной борьбы с ковидом, ушла из жизни Харькова Елена Юрьевна, автор многочисленных переводов с английского и тибетского языков, кандидат исторических наук, руководитель научных и издательских программ Санкт- Петербургского благотворительного общественного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга».

С именем Елены Юрьевны связаны удивительные воспоминания. Она не только могла написать научный труд, но и сочинить стих, или стать автором маленьких рассказов. На мой вопрос, почему же не публикуете, она всегда скромно отмахивалась, мол это просто хобби…Как- то в Индии я составляла натальную карту Елены Юрьевны у известного астролога. И он , взглянув на дату и время рождения, сразу произнес с глубоким почтением: «Вы знаете, у этой женщины просто огромное сердце!» И, действительно, она была замечательным и незаурядным человеком,потрясающе интересным собеседником, надежным другом и Учителем .Это огромная и невосполнимая утрата для всех нас! И ,чтобы осознать масштабность ее заслуг, ниже описаны годы творчества в ее профессиональной деятельности.

С уважением,

Виктория Колотагина

emchi-kvn@mail.ru

Харькова Елена Юрьевна, кандидат исторических наук

Харькова Елена Юрьевна, родилась 05 октября 1955 г. После окончания средней школы в 1973 г. поступила на английское отделение Филологического факультета ЛГУ.С 1975 г. работала младшим редактором, а с 1979 г., по окончании ЛГУ, старшим корректором текстов на английском языке издательства «Аврора» в Санкт-Петербурге. С 1988 по 1991 г. работала младшим научным сотрудником в Государственном музее-заповеднике «Ораниенбаум». С 1991 по 2002 г. работала заведующей издательским отделом Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. С 2000 г. по настоящее время сотрудник СПб БОФ «Общество бурятской культуры «Ая-ганга», руководитель научных и издательских программ Фонда.

Работая в Дацане Гунзэчойнэй под руководством ламы Д-Х. Самаева, способствовала созданию и организации работы издательского отдела Дацана, который издавал специальную научную и популярную литературу, учебники, календари, буклеты выставок, в которых участвовал Дацан. Издательским отделом Дацана был создан короткометражный документальный фильм «Буддийская Бурятия сегодня», собраны материалы по истории Дацана из архивов Республики Бурятия, создан фотоархив. В 1997 – 1998 гг. с благословения настоятеля Дацана ламы Д-Х. Самаева, Е.Ю. Харькова обучалась буддийской философии и тибетскому языку в Библиотеке Тибетских трудов и архивов в г. Дхарамсала, Индия.

Со времени основания СПб БОФ «Общество бурятской культуры «Ая-ганга» в июне 2000 г. работает над осуществлением научных и издательских проектов Фонда на общественной основе. Зарекомендовала себя как грамотный и ответственный специалист, умеющий работать творчески и эффективно.Е.Ю. Харькова является инициатором главного долгосрочного научного проекта Фонда ––– научной конференции «Доржиевские чтения», которая была впервые организована в 2004 г., в год 150-летия Агвана Лобсана Доржиева, и с тех пор регулярно проводится один раз в два года. Е.Ю. Харькова является одним из научных редакторов всех шести сборников конференции «Доржиевские чтения» и ведет этот проект в производстве. Сборник «Шестые Доржиевские чтения» вышел в июле 2015 г.

В 2006 г. Е.Ю. Харькова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук в СПбФ ИВ РАН (ныне ИВР РАН) в Санкт-Петербурге. Основная область научных интересов Е.Ю. Харьковой –– история буддийской культуры. Свою квалификацию Е.Ю. Харькова успешно применяет в работе над научными проектами Фонда: в подготовке конференций, семинаров, научных изданий.

В 2013 г. Фондом был поднят вопрос о сохранении традиции Восточной медицины как важной части культурно-исторического наследия бурятского народа. Е.Ю. Харьковой был предложен и подготовлен семинар, посвященный проблемам Восточной медицины в России, на который были приглашены ученые из Санкт-Петербурга, Улан-Удэ и Москвы. Инициатива Фонда встретила поддержку в Комитете по охране здоровья Государственной Думы РФ, и в 2014 г. в ГД РФ был проведен Круглый стол «Правовое регулирование и перспективы развития традиционной, народной и восточной медицины в Российской Федерации». К подготовке и проведению этого мероприятия был привлечен СПб БОФ «Общество бурятской культуры «Ая-ганга», в этой работе активно участвовала Е.Ю. Харькова. В связи с разработкой поправок в законодательство, расширяющих возможности традиционной восточной медицины в нашей стране, Е.Ю. Харькова как представитель Фонда была приглашена участвовать в работе Экспертного совета при Комитете по охране здоровья ГД РФ.

В рамках научного направления работы Фонд активно сотрудничает с Агинской Буддийской Академией (БТСР), уникальным конфессиональным учебным заведением, которое выпускает специалистов-исследователей по традиционной Восточной медицине. В целях содействия АБА в подготовке к государственной аккредитации Е.Ю. Харькова подготовила для Академии ряд учебно-методических материалов по гуманитарным дисциплинам, среди которых образовательные программы и лекционные курсы. В 2014 г. Е.Ю. Харькова в течение двух месяцев читала один из лекционных курсов студентам АБА.

Е.Ю. Харькова являлась членом Экспертного Совета при Комитете по охране здоровья Государственной Думы РФ.

Е.Ю.Харькова принимала активное участие в общественной и научной жизни города и пользуется заслуженным уважением и авторитетом в городе и диаспоре.В 2019г. Елена Юрьевна в издательстве «Наука» издала книгу «Введение в источниковедение буддизма. Индия,Тибет.Монголия», которая будет полезна студентам,специализирующимся в областях религиоведения и теологии, а так же всем,кто интересуется историей и философией буддизма.

Награждена Почетной Грамотой Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия и знаком отличия «К 100-летию Санкт-Петербургского дацана»

Ом мани падме хум!

Скорейшего перерождения в лучших мирах дорогая Елена Юрьевна

One thought on “Ушла из жизни Харькова Елена Юрьевна

  1. О Лене Харьковой подруга Елена Сиваченко из Лондона

    ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА ХАРЬКОВА

    Это слово о друге. О любимом друге.

    Леночка освободилась от ковида в реанимации в субботу 14 августа 2021 в Петергофе, в Николаевской больнице, где в среду 18 августа в часовне ее отпоют православные очень дальние родственники и очень близкие друзья.

    Леночка своей семьи никогда не имела, хотя с юности очень стремилась к семейному счастью, и очень любила и жалела всех животных.

    Она родилась в Питере, у мамы, пережившей девушкой блокаду Ленинграда, и врачи не обещали, что новорожденная выживет.

    Когда ей было за пятьдесят, она наткнулась на мамину пожелтевшую записку родственникам : Не покупайте вы моей девочке распашонки, она не выживет!

    Леночка горько плакала, когда мне об этом рассказывала….

    Чтобы спасти младенца, кто- то посоветовал молодой маме кормить ее сметаной с сахаром…. Так был нарушен обмен веществ на всю жизнь…

    Леночка выросла на Ветеранов, в хрущобе с императорским роялем, на котором она играла целых десять лет классику почти профессионально.

    Позже она мне поведала историю этого рояля и ее семьи.

    Мамин дед был полковником личной охраны Государя императора, того самого Николая Александровича, стараниями которого этот Дацан был отстроен перед Первой мировой лучшим архитектором Барановским.

    Поскольку он был в свите, защищая своей грудью Императора, его на приемах часто одевали то в генеральский, то в адмиральский мундир.

    Жила его семья поблизости от дворца, на Кутузовской набережной( в той коммуналке наша 13-летняя Леночка была у тети, и мама художница ей показывала на стенах на крошечные пейзажики акварелями: Это великий Тернер! ( Потом Тернер исчез!).А императорский рояль они вывезли.

    Из этого дома в революцию дед бежал, бросив семью, сжёг домовые книги, бежал то ли во Псков, где работал в НЭП крупье в казино. Дальше тишина….

    Родители никогда ей даже намеком об этом не говорили до самой так называемой перестройки.

    Леночка собиралась в архивах Зимнего дворца искать документы, они предложили на условиях, что семья им тоже передаст копии документов. Время подгоняло, труды по тибетологии и буддизму забирали все ее время и здоровье, она не успела собрать документы о своем предке.
    А рояль она мечтала передать в достойные руки…и тоже не успела….

    Она выросла среди живописи: мама из Серовки, театральный художник (позже по просьбе дочки Нина Стефановна исполнила подлинное произведение искусства в дар для Дацана : из театральных парчовых и шелковых лоскутков огромная икона Будды, по рисунку Леночки.

    Папа ее ,самоучка , писал такие копии Айвазовского и Рембрандта, что сердце таяло, глядя на них!

    А научился солдатиком 18 — летним в Германии у старого немца-профессора, когда увидел, как тончайшими лессировками достигается сияние красок!
    Этот псковский крестьянский паренёк с тенором Лемешева, быстро перенял уроки доброго немца, и всю жизнь для души писал шедевры. Леночка одела их в приличные рамы и они нас так радовали, когда мы были у нее в гостях!

    В ЛГУ Леночка погрузилась в премудрости английской и французской филологии, но влюбившись в Сервантеса, выучила сама Испанский, влюбившись в искусство Японии, сама овладела японским.
    Все эти годы она просидела в корректорской издательства Аврора, правя авторские тексты до удобочитаемости сначала на русском, а потом и на прочих языках.

    Ходу ей не давали, завидовали и мстили, и она ушла в другое поле! В степь!
    Философия буддизма, новые друзья, новые горизонты!

    Мне она шептала:

    Я чувствую, что в иной жизни я была кочевником в степях, и мчалась рядом с дикими лошадьми….Ты понимаешь?

    Ну как я, примитив, могла такое понять?

    Мы с ней обе крестились в Православие сознательно, уже взрослыми женщинами в районе 30 лет, в атеистическом государстве.

    Она мне не ровня: всемирную философию сдавала на кандидатский по востоковедению, все века и народы!Ну у кого это может уместиться в голове?? Сдала на отлично.

    Она умела об очень тонком и сложном говорить очень просто и ясно!

    Вот мы с ней на Валааме в каюте у причала ночью:
    Ну, расскажи мне про свою буддийскую философию. И она доходчиво мне объясняет. И я мирно засыпаю….

    А наутро мы торопимся на монашескую раннюю в Преображенский собор, и она, как монашка, слушает песнопения монахов.
    Однажды она прислала мне иконочку, где очень нежно изображены вместе Иисус Христос и Будда. Она прокомментировала:
    Как говорит наш учёный Монтлевич: Все мы, русские буддисты, не перестаем быть православными!( Не точно цитирую, но смысл примерно такой).

    Опять же, слишком тонкие материи, не мне, грешной, понять и разобраться.

    Леночка мне рассказывала, как она с друзьями в годы перестройки отстаивала восстановление бурятской общины и передачу ей Дацана. Готовили юридические документы, сплачивались в этой борьбе.
    Это была другая жизнь , и я была в стороне.

    Помню, как радовалась я ее академическим успехам: защите самостоятельной кандидатской в институте Востоковедения у выдающегося профессора.

    С какой гордостью она протягивает мне свой последний труд — книжечку с детскую ладошку, как изящный сборник поэзии, в издательстве Наука Академии наук, а там кратко и сжато подаётся вся библиография по Буддизму ( и Тибетскому, и Непальскому). Какой необъятный труд! И сколько поколений учёных будет им пользоваться ежедневно! То

    Дарит мне это сокровище, а я молю передать в более достойные руки, тому, кто поймет!

    Она бедствовала на нищенскую пенсию ( вместе со своим осиротевшим ныне Чиженькой на рояле в клетке), давала уроки Тибетского таким же беднякам практически бесплатно, работала годами переводчиком у Тибетского доктора Церинга, и пациенты ее помнят!, и сама по сути дала профессию другому Тибетскому доктору, обучив питерскую Викторию Тибетскому языку, а сама все просиживала у пыльного компьютера за переводами, за сущие гроши….

    И единственной отрадой для нее всегда было выбраться в Забайкальские степи, к бурятам в Улан-Уде, в Читу в Агинский Дацан( где, кстати, в 1970-е стоял полк моего дяди артиллериста, и я помню дядькино чёрно-белое фото: Чита.Дацан…..что Дацан, зачем Дацан, не у кого спросить…)
    А потом вот Леночка мне рассказала про этот Дацан, где она для монахов написала учебник по Буддизму, и ездила читать им лекции!

    Лену любили, уважали, тянулись к ней всей душой! Ее разыскал калмыцкий монах, который в Праге основал буддийскую общину. Она была там в гостях, перевела для него важный труд и они стали верными друзьями, могли говорить по телефону часами, делясь планами, обсуждая взаимно интересные темы, они вдохновляли друг друга и жить и творить!

    Ее не хватает теперь не только этому молодому монаху…
    С такими людьми, как наша Леночка, уходит целый пласт истинно Петербургской культуры и истории…

    Так ушел неоцененный великий энтузиаст нашего культурного наследия Владимир Гаврилович Кондратьев, выдающийся искусствовед и преданный хранитель Китайского дворца Екатерины Великой в Ораниенбауме. Нашей Леночке довелось стать его верной ученицей и впоследствии она сама хранила этот уникальный шедевр Антонио Ринальди.

    Мне было тогда неловко слышать ее стоны: «Ох, я же не искусствовед!»

    Да ты сто раз искусствовед со всем твоим опытом редактирования бездарных и бессмысленных текстов искусствоведов в Авроре…если бы они тогда только знали, с кем имеют дело, кто сидит в этой корректорской!

    И упорхнул свободный дух из той пыльной корректорской на Невском сначала в Забайкальские степи, а потом и ещё дальше и выше!

    Она уже не принадлежит нам.

    Ее собеседники нынче иные существа….нам не чета….
    Тайна Сия велика есть.

    Обычно в конце подобных убогих вымученных текстов говорят о том, кого человек оставил на земле.

    Остался от Леночки ее зелёный Чижик в клетке. Кто с ним заговорит Леночкиным голосом, кто заглянет в его глазик- бусинку, кто похвалит его за новый нарядный хвостик после линьки???

    У Лены ещё были две черты, которым хотелось бы научиться, она к каждому человеку относилась с внутренним уважением, находя в нем золотое зерно, и она всегда старалась быть лучше. Нет ещё одна — честность, никогда не кривила душой, при этом стараясь не нанести ран.
    Сколько же видит Господь…

Добавить комментарий