«Человек вселенского масштаба» — «Ая–Ганга»

«Человек вселенского масштаба»

Так говорят о первом Президенте Санкт-Петербургского благотворительного фонда «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» Асалхане Бороноеве.

Премьера фильма об известном бурятском учёном Асалхане Ользоновиче Бороноеве состоялась 11 декабря на телеканале «Тивиком» в Бурятии. Кто не увидел в телеэфире, тому в помощь современные технологии. Замечательно, что выложенный на YouTube фильм «Асалхан Бороноев. Движение времени» можно смотреть и пересматривать — независимо от того, где, в каком городе или селе, или даже стране, находится зритель.

Доктор философских наук, почетный профессор, первый декан факультета социологии СПбГУ, Заслуженный деятель науки России, наш земляк, петербуржец — всё это о Бороноеве.

Этот фильм мог быть создан в Иркутской области — ведь Асалхан Ользонович родом из села Старые Хоготы, что находится в Баяндаевском районе. Именем Бороноева названа школа в его родном селе, и сам он бережно хранит свои корни и связь с малой Родиной.

Этот фильм мог быть создан в Санкт-Петербурге — здесь, кстати, и снята бОльшая часть киноматериала о Бороноеве. Выходец из далекой сибирской глубинки, он не просто получил здесь высшее образование, но и всю свою успешную научную и преподавательскую деятельность, карьеру, жизнь связал с городом на Неве. Женился на петербурженке, семья интернациональная. В Петербургском (бывшем Ленинградском) государственном университете Бороноев основал факультет социологии и был первым его деканом, добился широкого признания факультета, достойного помещения, объединил социологическое сообщество Северной столицы, «пробил» День социолога и в целом задал высокую планку — за это коллеги буквально носят его на руках, называют «человеком вселенского масштаба».

Но фильм создали в Бурятии, и это прекрасно. Творческая группа прилетала на съемки в город на Неве. Автор Баирма Раднаева в диалоге с Асалханом Бороноевым нашла именно ту душевную, искреннюю тональность, которая лучше всего передаёт характер героя — скромного, обаятельного, талантливого, трудолюбивого. Настоящего ленинградского интеллектуала с высочайшим уровнем культуры. Режиссёр Светлана Дондубон и оператор Вячеслав Чернов мастерски выстроили пространство фильма. Большая находка — это рисованные кадры, которые органично и очень точно дополняют, обогащают визуальный ряд. Финальные титры проясняют, почему так трогают и привлекают эти рисунки: художник фильма — признанный мастер Солбон Лыгдэнов. Продюсер — Арюна Раднаева. Вся команда «Тивикома» сделала очень хорошую профессиональную работу.

Наш современник Асалхан Ользонович Бороноев состоялся во всех своих ипостасях. Он хранит родовые корни, память о родной школе — изданы его книги по этим темам. Более того, он считает, что каждая семья, каждый род должны собирать материалы по своей истории, и не просто хранить их — а издавать. 

Учёный опубликовал ряд трудов по социологии, награждён премиями в области науки. До сих пор он много общается с преподавателями и студентами, ежегодно читает вводную лекцию для первокурсников факультета социологии, где его называют отцом-основателем.

И, несмотря на свою занятость, Асалхан Ользонович всегда нёс и продолжает нести значимую общественную нагрузку. Конечно, в силу того, что он настоящий патриот.

«Нам, петербургским бурятам, повезло, что Асалхан Ользонович возглавляет нашу общественную организацию, это нравственное мерило. Все 20 с лишним лет, которые мы работаем вместе, — выполняем свою миссию сохранения культуры, традиций», — говорит вице-президент Санкт-Петербургского Благотворительного общественного фонда «Ая-Ганга» Цырендари Аюровна Самбуева. 

В прошлом году добрые дела Фонда «Ая-Ганга» получили заслуженное признание — в том плане, что организации выделили отдельное помещение. В Северной столице на Приморском проспекте, 6 работает Дом бурятской культуры — именно на этой площадке состоится презентация вышедшего фильма. О времени будет сообщено дополнительно. К сожалению, пандемия коронавируса и здесь вносит свои коррективы. Но общественники не сомневаются, что смогут провести интересную творческую встречу с героем и автором фильма, поделиться впечатлениями, воспоминаниями и пожеланиями. Ведь движение времени — продолжается!..

Текст Элеоноры Кез

Смотрите фильм на YouTube:

Отзывы, рецензии о фильме

«Социолог — это учёный, преподаватель и общественный деятель»

Документальный фильм «Движение времени» посвящён Асалхану Бороноеву — одному из влиятельных учёных-социологов и организаторов науки последних десятилетий. Именитый наш земляк в 1989 году создал факультет социологии в Ленинградском государственном университете. Этот год знаменателен тем, что одновременно в двух ведущих отечественных университетах — ЛГУ и МГУ — открылись новые факультеты, тем самым было положено начало институционализации социологии в нашей стране.Социология в Российском обществе, между тем, имела свою традицию, начиная с середины XIX века. При воплощении исследовательских требований выяснилось, что власть подходит селективно к объективной информации, часто она ей не нужна и небезвредна. Отношение к социологии позже, в так называемые застойные годы, опять стало прохладным и подозрительным.Известно одно высказывание родоначальника этой науки Герберта Спенсера о том, что в авторитарном обществе социология немыслима, ибо это общество не нуждается в достоверных фактах, так как выстроено на иллюзиях и самообмане ложью.«Нелюбовь к социологии в России началась с конца XIX века, когда стало видно, что критический пыл исследований социологов очень близок к позициям социалистов разного толка. Поэтому власти Запада и России того периода, а потом и в стране Советов боялись социологии, накладывая разные запреты, не допуская её до университетов» (Бороноев А.О. Будущее социологии — будущее общества. — Журнал «Санкт-Петербургский университет». — 2012 г., № 14).«Движение времени» — документальная картина Баирмы Раднаевой. Фильм о человеке, для которого исследование и размышление — неотъемлемая часть жизни. Жизнь учёного, философа и социолога сложно запечатлеть на плёнке: кропотливая исследовательская работа и мучительный процесс мышления нелегко поддаются переводу на язык визуальных образов. Но в документальном кино удалось это сделать, у известной нашей журналистки получился хороший, добротный фильм. Перед нами кинокартина, которая помогает увидеть живого и чувствующего человека за той громадной интеллектуальной работой, благодаря которой он получает известность и признание.Режиссёр следует за ними по различным местам, и окружение так или иначе входит в резонанс с его мыслями, которые разворачиваются прямо на глазах у зрителей фильма. Фильм включает в себя целую серию разговоров, фрагментов из интервью, встреч, бесед с бывшими студентами и коллегами по университету…Фильм может послужить в качестве краткого введения в проблематику социальных исследований этничности и ментальности, культурной антропологии и философии повседневности (одна из любимых тем автора и о том, как она может существовать на улицах, в живом разговоре, вдалеке от толстых книг и журналов…). Но лента не только об этом — в первую очередь это кинохроника о сильной личности, целиком вовлечённой в интенсивную интеллектуальную работу.Фильм удивительно яркий и красочный, мастерски снят и создан, преимущественно, для просмотра в социальных сетях. Но надо бы выпустить его для показа на широких экранах.*****Мне, со своей стороны, нужно добавить кое-что из жизни профессора А.О. Бороноева. И произвольно, слова, фразы, предложения, приходящие в голову, когда думаем о нём.Познакомился с Асалханом Ользоновичем лично в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. До этого часто видел его в зале «новых поступлений» университетской научной библиотеки им. Максима Горького в Главном корпусе ЛГУ — здании Двенадцати коллегий.В фильме верно отмечено, что помимо учёбы и научной работы, молодой Бороноев активно включился в общественную работу. «Задел» для этого у него был — в рядах Советской Армии во время срочной службы дослужился он до высокого поста старшины роты (вернее артиллерийской батареи).«Вообще у меня в жизни три главных «университета» — школа, Советская Армия, и наш Университет», — писал именитый учёный.Был избран на должность председателя студенческого профкома, позже — председателя месткома профсоюза преподавателей и сотрудников университета, заместителя секретаря парткома по идеологии ЛГУ, члена Ленинградского горкома партии.Был назначен ответственным секретарём приёмной комиссии «всея университета». Не каждому из профессорско-преподавательского состава удастся выдвинуться на такую значимую работу!Нужно заметить, что немалое число наших земляков стали студентами одного из самых известных, престижных университетов страны и мира именно при содействии Асалхана Ользоновича Бороноева. По многим специальностям — из большого количества факультетов ЛГУ. К их числу отношу себя и одну из своих дочерей. Мы всегда гордимся, что alma mater — Ленинградский (Санкт-Петербургский) университет!А.О. Бороноев знал и поддерживал связи со всеми ректорами вузов Улан-Удэ разных лет, в числе которых Д.Ш. Фролов, В.Н. Бильтриков, И.А. Батудаев, Г.Д. Басаев, А.Ц. Балдуев, С.И. Никифоров, Г.И. Балханов. Прекрасные отношения были установлены с руководителями Бурятского филиала СО Академии наук — Д.Д. Лубсановым, М.В. Мохосоевым, В.Ц. Найдаковым. В каждый свой приезд в Улан-Удэ он встречался с ними.Бороноев был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.Сейчас не сомневаюсь, что одним из самых светлых и значимых событий моей жизни стала встреча в 1990 году с замечательным российским учёным и яркой человеческой индивидуальностью Львом Николаевичем Гумилёвым.Лев Николаевич Гумилёв прочитал тогда в актовом зале ЛГУ лекцию по этногенезу и пассионарной теории, на которой присутствовали не только студенты, но большей частью все желающие. Народу было много, поэтому организаторам приходилось устанавливать дополнительные скамейки и стулья.После окончания встречи организатор публичной лекции, декан факультета социологии ЛГУ, профессор А.О. Бороноев представил меня знаменитому учёному. Это произошло возле главного корпуса университета — здания Двенадцати коллегий.У А.О. Бороноева я встречался и познакомился с Юрием Рытхэу и Чунером Таксами. Они — национальная гордость народов Севера.Юрий Рытхэу — чукотский писатель, единственный в истории народов Севера всемирно известный писатель. Как его только не называли: Монтень, Флобер и Бальзак своего народа… Русский Маркес. И всё это о нём — о Рытхэу. В советское время книги плодовитого северного прозаика выпускались многотысячными тиражами. Казалось, в мире не было человека, не знающего имя Рытхэу. Юрий Рытхэу — автор более трёх десятков только повестей и романов.Чунер Таксами — уроженец Амурской области, нивх по национальности, доктор исторических наук, профессор, в то время находился в должности директора Кунсткамеры, первого музея в России, учреждённого императором Петром I в Санкт-Петербурге (1714).Кстати, оба они — выпускники Ленинградского университета, Рытхэу — филологического факультета, Таксами — исторического.… Асалхан Бороноев — один из детей войны. О трудовых буднях их в годы войны и в послевоенное время хорошо сказано в фильме.Главным занятием у подростков в свободное от работы время была охота. Асалхан Ользонович рассказывал, как он отстреливал «глупых» тетеревов по весне. На току можно было встретить до нескольких десятков косачей (сейчас в таком количестве их уже нет). После выстрелов птицы разлетаются, но через некоторое время снова собираются на токовище. Подходить к птицам нужно во время их токования. В это время они теряют присущую им осторожность и чуткость.С наступлением зимы птицы переходят на древесные корма, так как земные под слоем глубокого снега становятся недосягаемы. Ввиду этого тетеревов нередко можно увидеть зимой именно сидящими на ветках деревьев. Их десятка полтора. Они черны и неподвижны, как грачиные гнёзда…Мне удалось несколько раз встречаться с мамой Асалхана Ользоновича Бороноева. Дело в том что сын непременно отправлял маме гостинцы, когда я выезжал из Ленинграда — в Улан-Удэ на зимние или летние каникулы.Крепкая бабуля была лет под 100 (жила она в семье дочери). Внуки звали её «төөдэй». Несмотря на высокий возраст, курила она трубку («гааһан» или «дааһан») с крепким «крутым» самосадом.Хотелось бы и сыну пожелать стольких лет или даже больше, тем более он никогда в жизни не курил табаку.… С изменением статуса кафедр в вузах г. Улан-Удэ на рубеже 1980-1990 гг. активно велись преподавание и научные исследования по общей и прикладной социологии.Содержание учебных программ адаптировано к требованиям федерального компонента и международного стандарта. Этому способствовала тесная связь социологических кафедр ВСГТУ, БГУ, ВСГАКИ и БГСХА с соответствующими кафедрами центральных вузов, особенно Санкт-Петербургского государственного университета. Многие курсы и их учебные программы — это плод совместной работы кафедр и учёных СПбГУ и вузов г. Улан-Удэ, где, несомненно, большую роль сыграл первый декан — организатор факультета социологии СПбГУ, председатель Головного совета по социологии Министерства образования и науки РФ, председатель Социологического общества им. М.М. Ковалевского, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Бурятия, профессор Асалхан Ользонович Бороноев.При самом активном участии и поддержке профессора Бороноева докторские диссертации в городе на Неве защитили четыре соискателя из Бурятии — по социологии, четверо — по философии. И по другим научным специальностям — также.А.О. Бороноеву присуждено высокое звание «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия».В Бурятии была учреждена государственная награда — медаль Агвана Доржиева. Ею награждаются «государственные и общественные деятели за выдающиеся заслуги перед Республикой Бурятия, внёсшие вклад в дело укрепления мира и дружественных отношений между народами». И кавалером этой высшей награды в то время стал Асалхан Ользонович Бороноев, серийный № 1 на медали, кажется.*****С Петербургским университетом связаны имена многих выдающихся бурят. Первый бурятский учёный Доржи Банзаров (1822-1855), выпускник императорского Казанского университета, в одно время проходил научную «стажировку» в императорском Санкт-Петербургском университете.Галсан Гомбоев (1822-1863) — российский учёный, по происхождению бурят, востоковед (монголист), этнограф, собиратель фольклора. С 1842 года утверждён комплектным надзирателем при воспитанниках I Казанской гимназии. С этого же года по приглашению университета служил в качестве преподавателя монгольского языка на восточный факультет Казанского университета под началом О.М. Ковалевского (из Википедии).Галсан Гомбоев, вместе с Доржи Банзаровым, является первым бурятским учёным в европейской науке, с разницей в том, что вместо систематического европейского высшего образования имел буддийское и считался «учёным бурятом», из-за чего Доржи Банзаров часто именуется «первым бурятским учёным» в смысле учёного европейской образованности.Пишут, что именно Галсан Гомбоев своим личным примером непротивления в Казани около 1847 года обратил внимание юного Льва Толстого на востоковедение, буддизм и непротивление злу насилием. Толстой рассказывал о встрече с «бурятским ламой» в госпитале Казанского университета своему издателю и редактору П.И. Бирюкову.В середине 1850-х годов вместе с Восточным факультетом переехал в Санкт-Петербург. С 1859 года Гомбоев работал лектором Петербургского университета, был избран членом-корреспондентом восточного отделения Императорского археологического общества.Но более всего бурятских юношей обучалось в императорском Санкт-Петербургском университете в последнюю четверть XIX и на рубеже XIX-XX веков. Это Сультим и Жамсаран Бадмаевы, Михаил Богданов, Гомбочжаб Цыбиков, Цыбен Жамсарано, Базар Барадийн, Элбек-Доржи Ринчино.Базар Барадийн также преподавал монгольский язык на факультете восточных языков Петербургского университета (1908-1917).Знаю также, что в послевоенное время учились в Ленинградском университете вчерашние фронтовики Ефрем Тармаханов, Улзы-Жаргал Дондоков, позже Регби Пубаев, Валентин Золхоев, Игнатий Бураев и др. Все они стали докторами наук. Известный учёный-филолог Цырендаши (Сергей) Бадмаевич Будаев на восточном факультете Ленинградского государственного университета защищал кандидатскую, позже — докторскую диссертации.Несмотря на то, что некоторые дипломированные наши земляки читали курсы лекций в Петербургском (Ленинградском) университете, больше всего суждено было поработать там двум предбайкальским бурятам — Д.А. Алексееву и А.О. Бороноеву.Дмитрий Андрианович Алексеев (1908-1973) в первой половине 1920-х гг. окончил Бильчирскую школу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области. В 1930-х годах окончил Ленинградский институт философии, литературы и истории (ЛИФЛИ) и в 1940 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук. В этом же году он опубликовал учебник по бурят-монгольскому языку «Наречие в бурят-монгольском языке», которым пользовались родноведы Бурятии и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Заведовал кафедрой монгольской филологии восточного факультета Ленинградского государственного университета (1945-1973).Асалхан Ользонович Бороноев, получается, 62 года находится в стенах Ленинградского университета, из них 55 лет — на преподавательской работе!А сколько наших земляков окончили этот славный ВУЗ в городе на Неве в 1960-1970-е годы, когда я начал осваивать начала наук здесь, и позже — можно перечислить, но займёт несколько рядов мест в тексте. Многие из них являются учениками профессора Бороноева.«Но он очень скромный! Никогда не выпячивал себя, нигде», — говорит коллега, доктор социологических наук, профессор Василий Григорьевич Овсянников. И продолжает: «Максим Максимович Ковалевский в своих трудах завещал: «Социолог — это учёный, преподаватель и общественный деятель». И Бороноев идёт по этому пути. Он и учёный, и преподаватель, и общественный деятель».Максим Максимович Ковалевский — один из наиболее выдающихся русских социологов, историк, юрист, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, общественный деятель, член Государственного совета, депутат Государственной думы Российской империи I созыва.

P.s.: Текст отзыва написан по предложению Цырен-Дари Аюровны Самбуевой. Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Общество бурятской культуры «Ая-Ганга» за 20 лет своего существования под руководством тандема «А.О. Бороноев и Ц-Д.А. Самбуева» проделал грандиозную работу.

Основной целью работы общества было создание условий для изучения и развития бурятской национальной культуры. И налаживание культурных, научных и экономических связей между Санкт-Петербургом и Бурятией.

Ц.Ц. Чойропов, доктор социологических наук, профессор.